Консультация
для родителей
«Развивающие
игры В.В. Воскобовича»
Эффективное развитие
интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста – одна из актуальных
проблем современности. Дошкольники с разным интеллектом быстрее запоминают
материал, более уверенны в своих силах, легче адаптируются в новой обстановке,
лучше подготовлены к школе.
Обучение лучше осуществлять в
естественном, самом привлекательном для дошкольников виде деятельности – игре.
Дети играют потому, что им нравится сам игровой процесс.
Игру существенно дополняет
сказка. Она вводит ребёнка в «необыденный» мир возможностей и замыслов,
заставляет содействовать и сопереживать героям и событиям.
Среди авторских игр сегодня
можно выделить группу игр, разработанных и произведённых Центром «Развивающие
игры Воскобовича». Им характерны следующие черты:
С одной и той же игрой могут
заниматься дети и трёх, и семи, а иногда и ученики средней школы. Это возможно
потому, что к простому физическому манипулированию присоединяется система
постоянно усложняющегося развивающих вопросов и познавательных заданий.
С помощью одной игры можно
решать большое количество образовательных задач. Незаметно для себя малыш
осваивает цифры или буквы; узнаёт и запоминает цвет, форму; тренирует мелкую
моторику рук; совершенствует речь, мышление, внимание, память, воображение.
Развивающие игры В.Воскобовича
дают возможность проявлять творчество и детям и взрослым.
Инструкции к играм – это сказки
Фиолетового леса, в сюжет которых органично «вплетаются» интеллектуально-творческие
задания.
Ребёнок, слушая музыку,
становится действующим лицом событий, «проживает» таинственные и весёлые
сказочные приключения, преодолевает вместе с героем совсем не сказочные
препятствия, добивается успеха. Одновременно он знакомится с игрой, отвечает на
поисковые вопросы, решает интеллектуальные задачи, выполняет творческие
задания.
Методическая сказка
представляет собой модель опосредованного обучения. Дети с удовольствием играют
не с квадратами, треугольниками и трапециями, а с Нетающими Льдинками Озера Айс
и разноцветными паутинками Паука Юка, не изучают дроби, а разгадывают вместе с
Малышом Гео секреты «Чудо-Цветика».
Развивающие игры В.В. Воскобовича как средство
развития познавательной деятельности у дошкольников
Игра для детей - это способ ориентации
в реальном мире, пространстве и времени, способ исследования предметов и людей.
Она помогает ребенку раскрепостить свое воображение, овладеть ценностями
культуры и выработать определенные навыки.
Выготский полагал, что игра - это прекрасный метод развивающего обучения.
«Игровые педагогические технологии» - это различные
педагогические игры, которые имеют четко поставленную цель обучения и
соответствующий ей результат.( 2 Слайд).
Развивающие игры - помогают стимулировать развитие познавательной сферы и
выработку определенных навыков и умений. Очень важно, чтобы игры
оставались интересными, оригинальными, предоставляли ребенку возможность
творчества, не утрачивали своей привлекательности от игры к игре.
Одной из таких технологий являются игры Вячеслава Валерьевича Воскобовича.
(3 Слайд)
Отличие игр В.В.Воскобовича (4
Слайд)
Оригинальность и самобытность игр, с которыми дети знакомятся, заключается
в том, что их содержание учитывает особенности психики ребенка, интересует его,
мобилизует внимание, и незаметно втягивает в процесс «думания» над задачей.
Авторская методика В.В.Воскобовича отличается
высокой эффективностью и доступностью. Ее легко и быстро осваивают как
педагоги, так и родители малышей. В процессе игры создается особая
доверительная атмосфера между ребенком и взрослым, благотворно влияющая на
гармоничное развитие малыша
Широкий
возрастной диапазон игр достигается за счет того, что каждая игра является
комплексной и содержит множество задач, которые доступны как двухлетним
малышам, так и дошкольникам. Игра может начинаться с элементарной манипуляцией
элементами и заканчиваться решением сложных многоуровневых задач.
Игры
В.В.Воскобовича также учитывают интересы ребенка. Дети в ходе увлекательного
игрового процесса совершают новые открытия и получают эмоциональное
удовлетворение от выполненных задач.
(5
Слайд) Технология Воскобовича - это путь от практики к
теории. С помощью одной игры можно решать большое количество
образовательных задач. Незаметно для себя, малыш осваивает цифры и буквы;
узнает и запоминает цвет, форму; тренирует мелкую моторику рук; совершенствует
речь, мышление, внимание, память, воображение.
Характеристика развивающих игр В.В. Воскобовича: (6Слайд).
1. Многофункциональность
В каждой игре можно решать большое количество образовательных и
воспитательных задач. Незаметно для себя малыш осваивает цифры или буквы;
узнает и запоминает цвет, форму; тренирует мелкую моторику рук; совершенствует
речь, мышление, внимание, память, воображение.
2. Широкий возрастной диапазон участников игр
Одна и та же игра привлекает детей и трех, и семи лет, а иногда даже
учеников средней школы. Это возможно потому, что в ней есть как упражнения в
одно-два действия для малышей, так и сложные многоступенчатые задачи для
старших детей.
3. Сказочная «огранка»
Сказочный сюжет для детей – это и дополнительная мотивация, и модель
опосредованного обучения. Ребята с удовольствием играют не с квадратами,
треугольниками и трапециями, а с Нетающими Льдинками Озера Айс и разноцветными
паутинками Паука Юка, не осваивают отношения целого и части, а разгадывают
вместе с Малышом Гео секреты Чудо-Цветика. Новое, необычное всегда привлекает
внимание малышей и лучше запоминается.
4. Творческий потенциал
Игры дают ребенку возможность воплощать задуманное в действительность.
Много интересного можно сделать из деталей «Чудо-головоломок», разноцветных
«паутинок» «Геоконта», гибкого «Игрового квадрата». Машины, самолеты, корабли,
бабочки и птицы, рыцари и принцессы – целый сказочный мир! Игры дают
возможность проявлять творчество не только детям, но и взрослым.
5. Конструктивные элементы
Каждая игра отличается своеобразными конструктивными элементами. В «Геоконте»
- это динамичная «резинка», в «Игровом квадрате» - жесткость и гибкость
одновременно, в «Прозрачном квадрате» - прозрачная пластинка с непрозрачной
частью, а в «Шнуре-затейнике» - шнурок и блочка.
Основные принципы технологии (7 Слайд)
- Игра плюс сказка
Первым принципом технологии "Сказочные лабиринты игры" является
игровое обучение детей дошкольного возраста. Особенность ее в том, что в этой
игре реально выстраивается почти весь процесс обучения ребенка. "Сказочные
лабиринты игры" - это форма взаимодействия взрослого и детей через
реализацию определенного сюжета (игры и сказки). При этом образовательные
задачи включены в содержание игры.
Дополнительную игровую мотивацию создают и методические сказки. В их сюжеты
органично вплетается система вопросов, задач, упражнения, заданий. Очень удобно
- взрослый читает сказку, ребенок ее слушает и по ходу сюжета отвечает на
вопросы, решает задачи, выполняет задания.
- Интеллект
Второй принцип технологии Воскобовича - построение такой детской игровой
деятельности, в результате которой развиваются психические процессы внимания,
памяти, воображения, мышления, речи. Постоянное и постепенное усложнение игр
("по спирали") позволяет поддерживать детскую деятельность в зоне
оптимальной трудности. В каждой игре ребенок всегда добивается какого-то
"предметного" результата.
Не случайно так много внимания уделяется развитию интеллекта у детей
дошкольного возраста. В этом возрасте у них, как правило, развивают вербальный,
то есть "приобретенный", интеллект. Мама читает ребенку книжки,
рассматривает с ним энциклопедии, водит его в музеи. В результате он много
знает, о многом слышал. Таких ребят школьные учителя называют
"натасканными". Но нет гарантии, что такие дети будут в дальнейшем
хорошо учиться. И невербальный, то есть "врожденный" интеллект, у них
может быть развит плохо. Что такое врожденный интеллект? Это психические
процессы внимания, способность к анализу, синтезу, сформированность
причинно-следственных связей, мелкая моторика, память. Игры Воскобовича в
первую очередь направлены на их развитие, и одним из концептуальных положений
технологии "Сказочные лабиринты игры" является развитие именно
невербального интеллекта у детей.
Авторы технологии "Сказочные лабиринты игры" не являются
сторонниками раннего форсированного развития детей. Весь материал является
сензитивным, то есть наиболее благоприятным для восприятия детей дошкольного
возраста, с учетом их психологических особенностей.
- Творчество
Третий принцип "Сказочных лабиринтов игры" - раннее творческое
развитие дошкольников. Игра создает условия для проявления творчества,
стимулирует развитие творческих способностей ребенка. Взрослому остается лишь
использовать эту естественную потребность для постепенного вовлечения ребят в
более сложные формы игровой активности.
- Развивающая среда - Фиолетовый лес
По сути, это развивающая сенсомоторная зона. Ее делают из фанеры,
ковролина, рисуют на стене, ткани. Ребенок действует здесь самостоятельно:
играет, конструирует, тренируя те умения, которые приобрел в совместной
деятельности со взрослым. В Фиолетовом Лесу обязательно находятся сказочные
персонажи.
"Квадрат Воскобовича"
("Игровой квадрат")(8 Слайд)
или "Кленовый листок", "Косынка", "Вечное
оригами«.
32 жестких треугольника наклеены на гибкую основу с двух сторон. Квадрат
легко трансформируется, позволяя конструировать как плоскостные, так и объемные
фигуры.
Дети осваивают алгоритм конструирования, находят спрятанные в
"домике" геометрические фигуры, придумывают собственные предметные
силуэты.
Квадрат позволяет поиграть, развить внимание, память,
пространственное воображение и тонкую моторику, а также знакомит с основами
геометрии, пространственной координацией, объемом, является счетным материалом,
основой для моделирования, творчества, которое не имеет ограничений по
возрасту.
ГЕОКОНТ (9 Слайд)
ГЕОКОНТ в народе называется просто —
дощечка с гвоздиками. Через гвоздики протянута разноцветная резинка таким
образом, что получаются контуры геометрических фигур. Задания различаются в
зависимости от возраста детей:
- маленькие просто выдумывают свою геометрическую фигуру,
- дошкольники постарше – «натягивают» фигуру по шаблону.
Правда, от слова геометрия веет какой-то серьезностью, поэтому для детей –
это сказка про Малыша Гео, Ворона Метра и дядю Славу.
Игру можно превратить и в настоящую викторину: если
ребенок правильно ответит на вопрос, то препятствие (натянутая на поле резинка)
исчезает и открывает путь для дальнейшей игры.
Во время занятий с детьми по играм Воскобовича
педагогам надо обратить внимание на следующее:(10 Слайд)
Подготовка. Перед тем, как предлагать ребенку игру
– ознакомьтесь с методическими рекомендациями и самой игрой.
Речь. В основном дети работают руками и мало
говорят. Во время занятий расспрашивайте ребенка, что он делает, почему выбрал
именно эту фигуру, а не другую, просите пересказать сказочное задание или
придумать свой сюжет.
Статичность. Занимаясь с игровыми материалами,
ребенок чаще всего находится в одной и той же сидячей позе. Необходимо
учитывать возрастные особенности детей и вовремя отвлекать «заигравшихся».
Усидчивость. Для игры с пособиями Воскобовича
требуется усидчивость, а это не каждому ребенку по душе и по силам.
11 Слайд
Игры В. Воскобовича - необыкновенные пособия, которые соответствуют
современным требованиям в развитии дошкольника. Их простота, незатейливость,
большие возможности в плане решения воспитательных и образовательных задач
неоценимы в работе с детьми. Игры подобного рода психологически комфортны.
Ребенок складывает, раскладывает, упражняется, экспериментирует, творит, не
нанося ущерба себе и игрушке. Игры мобильны, многофункциональны, увлекательны
для малыша. Играя в них, дети становятся раскрепощенными,
уверенными в себе, подготовленными к обучению в школе.
Комментариев нет:
Отправить комментарий