Родительское собрание
«Конструируем вместе с детьми» (семинар-практикум)
Цель собрания: Активизация интереса
родителей к конструированию, повышение педагогической грамотности
родителей в вопросах разностороннего развития детей дошкольного возраста.
Задачи:
1. Дать представление
родителям о роли конструирования во всестороннем развитии ребенка.
2.
Познакомить родителей с видами и типами конструирования
3.Познакомить с
различными вариантами игровых упражнений посредством конструкторов
4. Познакомить с
родителей «Тканевым конструированием».
Дата и время: 13 февраля 2024г в 17.00
Место проведения: МБДОУ «ЦРР -
детский сад №99»
Участники: Воспитатель
Стебенькова А.В, Педагог ИЗО Круговая С.В, родители.
План проведения
1. Вступительная часть.
Игра-приветствие
2. Мини-лекция «Конструирование в
детском саду (просмотр презентации)»
3. Беседа «Какую роль играет конструктивная
деятельность в развитии ребенка»
4. Познакомить
родителей с «Тканевым контруктором» Выступление педагога по ДО образованию ,
педагог ИЗО Круговая С.В.
5. Изготовления картин
из «Тканевого конструктора» с родителями.
6. Памятка «Родителям
маленьких конструкторов важно помнить…»
7. Рефлексия «Я хочу,
чтобы мой ребенок был….»
8. Решение
родительского собрания
Ход собрания:
«Желтые кубики – это песок,
Кубик
зеленый – весенний лесок,
Синие
кубики – это река.
Кубиков
много – река широка.
Кубик
на кубик – растут этажи:
Учатся
строить дома малыши»
Воспитатель: именно с этих строк хочется начать наше собрание, ведь
поговорим мы сегодня о конструировании. Но для начала давайте встанем в круг и
поприветствуем друг друга.
1. Игра-приветствие.
- улыбнуться соседу
справа,
- улыбнуться соседу
слева
- прикоснуться ладошками
друг к другу и сказать: «Очень рада тебя видеть!»
- а теперь давайте пожелаем
друг другу здоровья и все вместе поздороваемся, скажем «Здравствуйте!»
2.Мини-лекция
«Конструирование в детском саду (просмотр презентации)»
Термин «конструирование» пришел к нам из латинского языка, где
слово construere обозначает – создание модели, построение, приведение
в определенный порядок и взаимоотношение различных предметов, частей,
элементов.
Конструирование относится к продуктивным видам деятельности,
поскольку направлено на получение определенного продукта. Как вид деятельности,
оно играет важную роль в общем психическом развитии ребенка, отвечает интересам
и потребностям детей, носит познавательный и творческий характер.
Иногда, многие родители, стремятся накупить как можно больше
различных игрушек, им кажется, что чем их больше, тем ребенок лучше будет
играть. Это, естественно, ошибочное мнение. Пересыщать ребенка игрушками так же
вредно, как и пищей. Лучше, если у ребенка имеются не только готовые игрушки,
но и легко трансформируемые предметы, которые могут послужить помощниками для ребенка,
удовлетворяя его потребности.
(Вспомните себя: наверное, все мы в своем детстве на детской
площадке встречали различные палочки, досочки. Мы с легкостью могли
приспособить их в любую нашу игру. Можем ли мы с уверенностью сказать то же
самое и про наших детей? Чаще всего, они проходят мимо...)
Типы конструирования
Выделяют два типа
конструирования:
Техническое – когда дети отображают реально существующие
объекты, а также придумывают поделки по ассоциации с образами из сказок,
фильмов. К техническому типу конструкторской деятельности относят:
·
конструирование из строительного материала;
·
конструирование из деталей конструктора, имеющих разные способы
крепления;
·
конструирование из крупногабаритных модульных блоков.
Художественное - когда дети, создавая образы, не только отображают их
структуру, но и выражают своё отношение к ним, передают их характер, пользуясь
цветом, формой. К художественному типу конструирования относятся:
·
конструирование из бумаги;
·
конструирование из природного материала.
Существуют различные виды конструктивной
деятельности, каждая из которых способствует формированию познавательных и
социальных мотивов учения.
Конструирование по образцу – детям предлагают образцы построек,
выполненных из деталей строительного материала. В основе деятельности лежит
подражание, которое является важным обучающим этапом.
Конструирование по условиям – детям не дают образцы построек, а лишь,
определяются условия, которым постройка должна соответствовать (н.: иметь мост,
треугольную крышу и т.п.) для ребенка это проблемная ситуация, которую он
должен решить самостоятельно. В процессе такого конструирования у ребенка
формируется умение анализировать условия и на этой основе строить свою
деятельность.
Конструирование по простейшим образцам и схемам - имеет моделирующий
характер деятельности, в которой из деталей строительного материала
воссоздаются внешние и отдельные функциональные особенности определенных
объектов.
Конструирование по теме – эта форма конструирования очень близка
по своему характеру конструированию по замыслу, с той лишь разницей, что
замыслы детей здесь ограничиваются определенной темой.
Конструирование по замыслу (творческое конструирование) – способствует
развитию творчества детей, в котором проявляется их самостоятельность. Ведь
здесь, ребенок сам решает, что он будет строить. Однако, необходимо помнить,
что создание замысла будущей конструкции и его осуществление – достаточно
трудная задача для дошкольников, так как замыслы неустойчивы и часто меняются в
процессе деятельности.
Отсюда следует отметить, что работа по конструированию стремится к
развитию у детей навыков творческого конструирования.
Виды конструирования
В зависимости от того, из какого материала дети создают свои
постройки и конструкции, различают:
1. Конструирование из строительных материалов;
2. Конструирование из бумаги, картона, коробок, катушек и других
материалов;
3. Конструирование из природного материала.
Конструирование из
строительных материалов:
Самый простой вид конструирования, который доступен самым маленьким.
При помощи различных фигур геометрической формы (куб, призма, цилиндр и т.д.)
выстраиваются самый простые строения – башни, домики. По мере приобретения
опыта, конструкции могут постепенно усложняться добавлением новых элементов.
Конструирование из природного
материала
Как правило, при работе с природными материалами используются
пластилин, клей, картон и прочие дополнительные предметы. Данный вид
конструирования ближе всего к изобразительной деятельности. Он помогает
сформировать у малыша художественное и эстетическое восприятие. Учит видеть в
малом красоту окружающего мира.
Конструирование из
бумаги, картона, коробок, катушек и других материалов
Этот вид конструирования включает поделку игрушек с
использованием бумаги, картона и других материалов. Данный вид конструирования
требует определенных навыков. Ребенок должен уметь самостоятельно клеить и
владеть ножницами.
Конструирование из
бумаги – «оригами»
Оригами - вид декоративно-прикладного искусства, древнее искусство
складывания фигурок из бумаги. Классическое оригами предписывает использование
одного листа бумаги без применения клея и ножниц.
Какие же возможности
даёт нашим детям искусство оригами?
• Знакомит
с бумагой и её свойствами;
• Развивает
мелкую моторику рук;
• Способствует
улучшению ориентации в пространстве;
• Знакомит
с некоторыми геометрическими понятиями;
• Способствует
концентрации внимания;
• Развивает
конструктивное мышление;
• Развивает
художественный вкус
3.Беседа «Какую роль играет конструктивная
деятельность в развитии ребенка»
- Как вы считаете,
играет ли роль конструктивная деятельность в развитии ребенка?
На
занятиях конструированием осуществляется развитие сенсорных и
мыслительных способностей детей. Дети приобретают не только конструктивно-технические
умения (сооружать отдельные предметы из строительного материала — здания, мосты
и т.д. или делать из бумаги различные поделки — елочные игрушки, кораблики и
т.д.), но и обобщенные умения — целенаправленно рассматривать предметы, сравнивать
их между собой и расчленять на части, видеть в них общее и различное, находить
основные конструктивные части, от которых зависит расположение других частей,
делать умозаключения и обобщения.
Важно,
что мышление детей в процессе конструктивной деятельности имеет
практическую направленность и носит творческий характер. При обучении детей
конструированию развивается планирующая мыслительная деятельность, что является
важным фактором при формировании учебной деятельности. Дети, конструируя
постройку или поделку, мысленно представляют, какими они будут, и заранее
планируют, как их будут выполнять и в какой последовательности.
Конструктивная
деятельность способствует практическому познанию свойств геометрических тел и
пространственных отношений. В связи с этим речь детей обогащается новыми
терминами, понятиями (брусок, куб, пирамида и др.), которые в других видах
деятельности употребляются редко; дети упражняются в правильном употреблении
понятий (высокий — низкий, длинный — короткий, широкий — узкий, большой —
маленький), в точном словесном указании направления (над — под, вправо — влево,
вниз — вверх, сзади — спереди, ближе и т.д.).
Конструктивная
деятельность является также средством нравственного воспитания
дошкольников. В процессе этой деятельности формируются такие важные качества
личности, как трудолюбие, самостоятельность, инициатива, упорство при
достижении цели, организованность.
Совместная
конструктивная деятельность детей (коллективные постройки, поделки) играет
большую роль в воспитании первоначальных навыков работы в
коллективе — умения предварительно договориться (распределить обязанности,
отобрать материал, необходимый для выполнения постройки или поделки,
спланировать процесс их изготовления и т. д.) и работать дружно, не мешая друг другу.
Изготовление
детьми различных поделок и игрушек для подарка маме, бабушке, сестре, младшему
товарищу или сверстнику воспитывает заботливое и внимательное отношение к
близким, к товарищам, желание сделать им что-то приятное. Именно это желание
часто заставляет ребенка трудиться с особым усердием и старанием, что
делает его деятельность еще более полнокровной и приносит ему большое
удовлетворение.
Изготовление
поделок из природного материала формирует у детей не только технические умения
и навыки, но и особое отношение к окружающему их миру — дети начинают видеть и
чувствовать красоту изумрудного мха и ярко-красной рябины, причудливость корней
и веток деревьев, чувствовать красоту и целесообразность их сочетаний.
Однако
такое многостороннее значение в воспитании детей конструктивная деятельность
приобретает только при условии осуществления систематического обучения,
использования разнообразных методов, направленных на развитие не только
конструктивных умений и навыков, но и ценных качеств личности ребенка, его
умственных способностей.
4.Конструирование с
родителями по предложенному образцу в подгруппах
(1
подгруппа-конструирование из плоскостного конструктора по схеме, 2 подгруппа
–из губчатого конструктора по замыслу, 3 подгруппа-из пластмассового конструктора
по условию (мост, чтоб под ним проплыл кораблик ).
Уважаемые родители,
давайте подведём итог. Я предлагаю вам рассказать, что вы построили, и какие
детали конструктора использовали в постройке.
Затем воспитатель
показывает, какой конструктор еще имеется в группе для ребятишек.
5.Изготовление
конструктора из липучек. Воспитатель раздает родителям ленты липучек и предлагает
изготовить новый интересный конструктор детям.
6.Памятка для родителей: «Родителям маленьких
конструкторов важно помнить…»
7.Игра-рефлексия
У вас под стульчиками
находятся детали конструктора Лего софт. Вам предлагается сообща построить
лестницу успешности ваших детей. Каждый из вас участвует в ее возведении со
словами «Я хочу, чтобы мой ребенок был…».
8.Решение родительского
собрания
- Совместно с ребенком
заниматься дома конструированием и обыгрыванием построек
- Изготавливать интересные
конструкторы дома по рекомендациям воспитателя
- Приносить бросовый
материал в группу для конструирования
Комментариев нет:
Отправить комментарий