суббота, 7 октября 2023 г.

«Развитие коммуникативных способностей детей через театральную деятельность"

 

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка – детский сад № 99»

 

 

Тема:

«Развитие коммуникативных способностей детей через театральную деятельность"

       Выполнила:

                                                                       воспитатель МБДОУ

                                                                        « ЦРР – детский сад № 99»

                                                                                       Стебенькова. А.В.

 

                       Чита- 2012 год.

Развитие коммуникативных способностей детей, через театрализованную деятельность.

"Не следует забывать, что основной закон детского творчества заключается в том, что ценность его следует видеть не в результате, не в продукте творчества, важно то, что они создают, творят, упражняются в творческом воображении и его воплощении".

Л.С. Выгодский.

Компетентность и грамотность в общении сегодня являются одним из факторов успеха в любой сфере жизнедеятельности. Отсутствие элементарных навыков общения, приводят к множеству конфликтов не только в семье, но и в коллективе, при совместной деятельности. Динамичный темп жизни, расширение контактов, новые условия трудовых отношений требуют от современных россиян развития новых качеств. Чтобы быть успешным нужно быть более коммуникативно активным, социально компетентным, более адаптивным к социальной действительности, способным эффективно взаимодействовать и управлять процессами общения.

Поэтому так важно с самого раннего возраста развивать у ребенка коммуникативные способности.

В самом общем смысле коммуникативные способности можно определить как способности, обеспечивающие эффективность общения личности с другими личностями и психологическую совместимость в совместной деятельности.

Ученые утверждают, что за последние пять лет коммуникативные способности детей значительно ухудшились. И виной тому - все тот же пресловутый телевизор, перед экраном которого дети просиживают слишком много времени, и который зачастую является их главным собеседником.

Основы речи у детей, как известно, закладываются в первые годы жизни, и главная задача по развитию этого навыка ложится, безусловно, на плечи родителей. Именно родители, как первые собеседники детей, несут ответственность за развитие у них способности к нормальной речи и общению с людьми. Но занятым своими делами и заботами родителям зачастую недосуг уделять много времени разговорам со своими отпрысками, тем более что есть замечательное средство для отвлечения постоянно требующих внимания детей - телевизор. Да и само подрастающее поколение с большим удовольствием проводит время перед "голубым" экраном, поглощая, сменяющие друг друга как в калейдоскопе фильмы, мультфильмы и различные развлекательные передачи. В результате, дети настолько привыкают к виртуальному миру, что не способны нормально адаптироваться в мире реальном, и у них возникают серьезные проблемы с установлением контакта и общением с другими людьми в повседневной жизни.

В результате, дошкольнику бывает трудно объединять слова в предложения, правильно строить фразы и находить нужные слова, чтобы выразить свою мысль.

Размышляя над этими вопросами, мы пришли к выводу: помочь разрешить данную проблему может грамотно и интересно организованная театрализованная деятельность в ДОУ. На наш взгляд именно данный вид деятельности (в ряду многих других) направлен на развитие способностей каждого ребенка: формирования его творческого воображения, развитие коммуникативных навыков.

Театрализованная деятельность позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи, интеллектуального и художественно-эстетического воспитания. Она также является неисчерпаемым источником развития чувств, переживания и эмоциональных открытий ребенка, приобщает его к духовному богатству произведений искусств, заставляет волноваться, сопереживать персонажам и событиям. Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждое литературное произведение или сказка имеет нравственную направленность. В результате ребенок познает мир умом и сердцем и выражает свое отношение к добру и злу. Любимые герои становятся образцами для подражания и отождествления. Именно способность ребенка к такой идентификации с полюбившимся образом позволяет нам через театрализованную деятельность оказывать позитивное влияние на детей.


Для того чтобы речь служила средством общения, необходимы условия, побуждающие ребенка осознанно обращаться к слову, формирующие потребности быть понятым. Такие условия возникают, прежде всего, в процессе самого общения и деятельности, организуемой взрослыми совместно с ребенком. Воспитательные возможности театрализованной деятельности огромны: ее тематика практически не ограничена и может удовлетворить любые интересы и желание ребенка. Участвуя в театрализованной деятельности, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки, а умело поставленные вопросы, побуждают их думать, анализировать, делать выводы и обобщения. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура речи. Исполняемая роль, особенно вступление в диалог с другими персонажами, ставит ребенка перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться.

Коммуникативное поведение во многом зависит от уровня представлений ребенка, его направленности на социальное окружение и от овладения различными формами и средствами общения (как речевыми, так и неречевыми). При нормальном развитии ребенка к старшему дошкольному возрасту, благодаря  занятиям театрализованной деятельности дети чувствуют себя свободными, раскрепощенными, появляется уверенность в себе, в своих силах, в умении  фантазировать , импровизировать.

Целенаправленная работа в театрализованной деятельности должна обеспечить эмоциональное благополучие каждому ребенку и полноценное психическое развитие,  приобщение к общечеловеческим ценностям. Для организации работы с детьми по театрализованной деятельности был открыт театральный кружок «Арлекин».

Занятия проводятся во второй половине дня 2 раза в неделю. В средней группе продолжительность занятия – 20 минут , в старшей – 25 минут, в подготовительной – 35 минут.

Программа кружка позволяет строить работу вариативно, учитывая возможности и потребности детской группы и детского сада. Занятия можно проводить  циклами,  блоками . Так, работая с детьми старшего дошкольного возраста над постановками или мини- спектаклями , педагог может внедрить работу по различным разделам программы ДОУ , усложняя характер заданий, их игровую мотивацию и сюжет.

Последовательность этапов работы:

·              Объединение, эмоциональное сближение детей.

·              Развитие системы восприятия.

·              Развитие социальных способностей.

·              Развитие социальных навыков.

Одно из условий эффективности работы – ведение  занятий в системе: занятия одного цикла проводят не реже одного раза в неделю, а между циклами и блоками возможен более длительный перерыв.

Второе условие – организация предварительной работы с детьми перед занятием: чтение художественных произведений, рассказывание историй, беседы, изготовление атрибутов. И последующая работа после занятий: повторение игр и упражнений в повседневной жизни, художественная деятельность детей, беседы для закрепления поведенческого опыта детей и поддержания атмосферы доверия и общности в группе.

Используя в работе с детьми театральные игры, мы основываемся на представлениях выдающегося русского психолога Л.С. Выгодского о роли творчества и развитии ребенка: "Не следует забывать, что основной закон детского творчества заключается в том, что ценность его следует видеть не в результате, не в продукте творчества, важно то, что они создают, творят, упражняются в творческом воображении и его воплощении".

Работая с детьми над подготовкой театрализованных постановок и спектаклей, мы учим их действовать коллективно. Участвуя в играх - драматизациях ребенок входит в образ, «живет жизнью» сказочного персонажа. На каждом занятии несколько минут отводится речевым упражнениям - это скороговорки, чистоговорки, артикуляционная гимнастика, подвижные игры с рифмовками, короткие диалоги. От занятия к занятию формируются коммуникативные таланты детей: они подыскивают более точные формулировки, стараются разнообразить свою речь, сделать её яркой, выразительной. В ходе постановок сказок зачастую выявляются такие дети, которым трудно проявить свою творческую активность, изобразить тот или иной персонаж, неуютно и скованно чувствуют себя перед публикой, даже своих сверстников. Такие дети, по словам В.А. Сухомлинского, «не переживают борьбу добра и зла, вместо радостных огоньков восхищения у них в глазах пренебрежение, - это значит что то в детской душе надломлено и много сил надо приложить, что бы выпрямить детскую душу». Таким детям предлагаем игру с куклой, это позволяет ребенку проиграть тот или иной характер и увидеть себя со стороны со всеми проблемами заданной педагогом роли, а также увидеть реакцию других детей на героя, обладающих подобными свойствами. Дети с интересом следят за ходом беседы, слушают своих собеседников. В этот момент у ребенка происходят процессы припоминания, умозаключения, обобщения. Сказочный мир позволяет безболезненно и незаметно для самого малыша избавиться от поведенческих нарушений и отклонений. Постепенно сказочный сюжет заставляет сопереживать героям: радоваться, жалеть, огорчаться. В результате этого, переживания у ребёнка дошкольного возраста появляются не только новые представления о людях, предметах, явлениях, но и новые эмоциональные отношения к ним.

В ходе театрализованных постановок наши дети с удовольствием демонстрируют свои актёрские способности,  как сверстникам, так и своим родителям.

Важна сама подготовка в работе над детским спектаклем. Обязательным условием является то, что в спектакле планируется участие вех детей группы. В процессе распределения ролей – каждый ребенок имеет возможность попробовать себя в роли любого персонажа, после чего дети сами выбирают исполнителей, главных героев. Что бы ребёнку легче и интереснее было перевоплотиться, нам помогает театральный грим.

С детьми старших групп мы приготовили цирковое представление. На импровизированной арене появились самые настоящие клоуны, канатоходцы, силачи, джигиты на лошадях, фокусники и дрессировщики! (Приложение№1).

Этнический спектакль «Посиделки во светёлке», показал неподдельный интерес дошкольников к русскому фольклору, желание выступать в народных костюмах, участвовать в народных играх, танцах, мини-сценках. (Приложение№2).

С постановкой детского спектакля по мотивам сказки К. Аксакова «Аленький цветочек» (Приложение№3) , юные артисты выступали как в своем детском саду, так и показывали для детей других детских садов города. Работа по театрализованной деятельности включает в себя интеграцию всех специалистов ДОУ: с музыкальным руководителем и педагогом по изобразительной деятельности, хореографом, логопедом, психологом, инструктором ФИЗО.

Важно отметить то, что отдельные эпизоды театрализованных постановок мы используем и на других занятиях. Отрывки из постановки спектакля по мотивам сказки С. Я. Маршака «Кошкин дом» мы включили в занятия ОБЖ по теме: «Чтобы не было пожара, чтобы не было беды». (Приложение№4). Активное участие в подготовке и проведении этого занятия приняли родители дошкольников подготовительной группы: пошили костюмы, приготовили атрибуты и сами участвовали в постановке.

Организация театрализованной деятельности в ДОУ позволяет не только ввести, познакомить и полюбить мир сказочного прекрасного ребёнком-дошкольником, но и пробуждает его способность к состраданию и сопереживанию, активизируют мышление, воображение и познавательный интерес, помогает успешной психологической адаптации ребенка в коллективе.

 

 

 

 

 

 

  

 Литература.

 

1.                       Антипина А.Е. "Театрализованная деятельность в детском саду. Игра, упражнения, сценарий". Творческий центр. Москва: 2003. – стр. 15-20.

4.                         Бочкарев П.П. "Театрально-игровая деятельность дошкольников" Методическое пособие для специалистов по дошкольному образованию. ИНПРРО. Ульяновск:1993. – стр. 25-37.

5.                       Баряева Л.Б., Бгажнокова И.М., Бойков Д.И., Зарин А.П., и др. Обучение детей театрализованной деятельности.- Псков,1999. - стр. 3-16.

6.                       Баряева Л.Б., Вечканова И.Г., Загрибаева Е.В., Зарин А.П. В мире сказки: Театральные игры-занятия с детьми.- СПб., 2000. – стр. 1-40.

7.                       Бодрова Е.В. Психологические аспекты понимания литературного текста старшими дошкольниками: Автореф. дис. …канд. пед наук. - М.,1984. – стр. 12-66.

8.                       Бойков Д.И., Бойкова С.В. Как развить навыки общения у ребенка: Методические рекомендации. – СПб., 1995. – стр. 32- 46.

9.                       Бочкарева Л.П. Создание игровых образов детьми шестого года жизни под влиянием художественной книги и картины: Автореф. дис. …канд. пед наук. – М.,1982. – стр. 5-23.

10.                  Василькова Ю.В. Методика и опыт работы социального педагога: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. – М.: издательский центр "Академия", 2001. – стр. 12-54.

11.                  Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. – М.: Просвещение. 1991. – стр. 45-112.

12.                  Выготский Л.С. Педагогическая психология. М.,1996. – стр. 23-98.

13.                  Генов Г.В. Театр для малышей. Изд. Просвещение.- М.,1999. – стр. 13-56.

14.                  Гаврилушкина О.В. Развитие коммуникативного поведения дошкольников детского сада. // Дошкольное воспитание 2002, № 4, стр. 18.

15.                  Горбушена Л.А., Николаевича А.П. Выразительное чтение и рассказывание детям дошкольного возраста. М., 1983. – стр. 45.

16.                  Доронова Т.А. Развитие от 4 до 7 лет в театральной деятельности.// Дошкольное воспитание 2001, № 2, стр.56.

17.                  Детство: программа развития и воспитания детей в детском саду Бабаева / В.И, Логинова М.П. Ноткина С.И и др.; Под ред. Бабаевой Т.И, Михайловой З.А, Гурович Л.М.- СПб.,1996. – стр. 24.

18.                  . 2-10.

19.                  Игры-драматизации в детском саду: Методические рекомендации/Сост. Е.Л.Трусова. - Киев,1991. - стр. 4-24.

20.                  Калинина Р.Р. В гостях у Золушки (занятия, игры, упражнения).-Псков,1997. – стр. 1-27.

21.                  Карманенко Т.Н. Кукольный театр в детском саду.- М.,1960. – стр. 26.

22.                  Карпинская Н.С. Художественное слово в воспитание детей. - М., 1972. – стр. 18-39.

23.                  Лурия А.Р., Юдович Ф.Я. Речь и развитие психических процессов у ребенка.- М.,1956. – стр. 10-53.



 

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Новогодние утренники в детском саду (подготовка и проведение)

  Новогодние утренники в детском саду (подготовка и проведение)   Новый год для ребят – это сказка, которую они ждут с нетерпением. Ведь в э...