Родительское собрание
«Роль родителей в подготовке детей к школе»
Подготовили воспитатель Стебенькова А.В
Психолог Наумова В.А
Логопед Дудкина Н.Г
Представитель школы гимназии
СОШ №4 Шелеметьва Ю.В.
Группа: Подготовительная
группа «Непоседы» и№5
Цель: Повышение
педагогической компетентности родителей в области обучения и воспитания для
подготовки детей к школьному обучению.
Задачи:
·
Познакомить родителей с новыми требованиями ФГОС третьего поколения;
·
формировать представления родителей о важных качествах личности ребенка для
успешного обучения в школе;
·
формировать мотивацию для активной подготовки ребенка к школе, выделения
времени для совместных занятий в домашних условиях;
·
создать условия для становления активной позиции родителей, через
использование активных методов взаимодействия.
Участники собрания: Воспитатели
подготовительной группы, родители.
Повестка родительского
собрания:
·
Детско – родительская ВИКТОРИНА (воспитатель)
-
«Подумай и скажи правильно!»
-
«Речевая готовность ребенка к школе» (логопед)
-
ЗКР
-
Разбор слова
·
О роли родителей в подготовке детей к школе.
·
ФГОС третьего поколения. СОШ школы гимназии №4 Чита. Зауч начальных
классов.
·
Что должен уметь ребенок 6-7 лет.
·
Анкетирование
·
Организационные вопрос.
Воспитатель: - Здравствуйте, уважаемые родители!
Как Вы знаете, дети
растут быстро. Еще вчера Вы переживали за своего ребенка в
первый раз отводя его в детский сад, а сейчас Вы уже готовите его к школе.
Мы, родители, заинтересованы в школьных успехах своего ребёнка, поэтому как
можно раньше начинаем готовить его к поступлению в школу. Что надо сделать,
чтобы ребёнок пошёл в школу подготовленным и учился хорошо, получая при этом
только положительные эмоции – цель нашего разговора. А разобраться в этом
помогу нам ВАШИ дети, педагоги и представитель из школы Гимназии №4 Шелеметева
Ю.В.
ТАНЕЦ
1 «Танец с кубиками»
- Сложи слово (ЧИТА, ШКОЛА, Ученик, Ура)
Попросим наших родителей
В кубики поиграть
И слово нужно собрать!
-Родители по музыку слаживают с вои слова (Чита,
Школа, Ученик)
Воспитатель:
Пришло, время оценить готовность наших детей к
школе
на данном этапе развития.
ЗАДАНИЕ
1
Детям
предлагается игра «Да-нет».
1.
Ноль меньше трех (да)
2.
Год начинается в марте (нет)
3.
Земля квадратная (нет)
5.
«А» - последняя буква в алфавите? (нет)
6.
Звук [М]- гласный (нет)
8.
Название городов пишутся с маленькой буквы? (нет)
9.
Неделя начинается со вторника (нет)
10.
Градусником измеряют длину (нет)
11.
Может ли быть пятница после четверга (да)
12.
У пятиугольника шесть сторон (нет)
13.
«Я»- первая буква в алфавите (нет)
14.
Предложение начинается с большой буквы (да)
15.
Ударный звук всегда гласный (да)
ЗАДАНИЕ 2
«Познавательный»
В
этом конкурсе необходимо ответить на все вопросы правильно.
1.
Сколько месяцев в году? Перечислите.(12)
2.
Лошадь в детстве? (Жеребенок).
3.
Дом автомобиля? (Гараж).
4.
Прибор для глажки белья? (Утюг).
5.
Номер телефона скорой помощи? (03).
6.
Жгучая трава? (Крапива).
7.
Что значит «прикусить язык»? (Замолчать).
8.
В какое время года птицы вьют гнёзда? (Весной).
9.
Когда дети идут в школу? (Осенью).
10.
Назовите цвета радуги? (к о ж з г с ф)
11.
На каком дереве растут жёлуди? (Дуб).
12.
Закончите пословицу «Сделал дело… » (Гуляй смело).
13.
Сколько дней в неделе? Перечислите. (7)
14.
Мама телёнка? (Корова).
15.
Дом совы? (Дупло).
16.
Прибор для стирки белья? (Стиральная машина).
17.
Номер телефона пожарных? (01).
18.
Какой травой лечат раны? (Подорожник.)
19.
Что значит «бить баклуши»? (Бездельничать).
20.
Когда листья опадают? (Осенью).
21.
Когда появляются подснежники? (Весной).
22.
Назовите части суток? (Утро, день, вечер, ночь).
23.
У какого дерева бывают сережки? (Берёза).
24.
Закончите пословицу «Любишь кататься - … » (Люби и саночки возить).
ЗАДАНИЕ 3
Слово логопеду Дудкиной Нине Григорьевне
Игра «Что лишнее?»
-
сколько букв в слове СТРАУС, ВОРОБЕЙ, САМОЛЕТ, ЛАСТОЧКА
-
(для родителей) – Звукобуквенный анализ
Для успешного
овладения письменной речью у детей должны быть сформированы следующие компоненты
речи:
1.Слуховое внимание.
Дети должны уметь слушать и слышать
других.
При несформированности данных умений, у
ребят могут возникнуть трудности в усвоении материала, предъявляемого учителем
устно.
2.Звуковая сторона речи:
Ребенок должен правильно произносить все
звуки речи.
Правильное произношение звуков речи и
четкое различение звуков речи на слух, является необходимым условием для
освоения письма.
Четко и внятно произносить слова и фразы
со сложной звуковой и слоговой наполняемостью (например: мотоциклист,
регулировщик, термометр).
Говорить громко или тихо, или даже
шепотом, в зависимости от ситуации.
Изменять темп речи с учетом содержания
высказывания.
Нарушение
звукопроизношения приводят к отражению неправильного произношения на письме
из-за опоры на неправильное проговаривание. Письмо является отражением устной
речи. Ребенок пишет так, как проговаривает. На письме могут появиться замены и
пропуски букв, соответствующие заменам и пропускам звуков в устной речи (шуба –
«суба», жук – «зук», звезда – «зведа», рыба – «лыба»). Несформированность
данных навыков может привести к появлению ошибок при чтении.
3. Фонематический слух.
Фонематический слух – тонкий
систематизированный слух, отвечающий за распознание и воспроизведение фонем.
У детей должно быть сформировано
фонематическое восприятие, фонематические представления, навыки фонематического
анализа и синтеза.
Дети должны уметь:
1.
Выделять звук из ряда звуков, слогов;
2.
Различать слова квазиомонимы на слух (бочка-почка);
3.
Выделять ударный и безударный гласный в начале слова, гласный звк в
середине слова и конце слова;
4.
Выделять первый и последний согласный в слове;
5.
Определять последовательный и количественный анализ трех и четырехзвуковых
слов;
6.
Делить предложения на слова;
7.
Владеть навыками слогового анализа и синтеза.
Недоразвитие функций
языкового анализа и синтеза проявляется на письме в искажении структуры слова и
предложения. Наиболее характерны следующие ошибки. Ошибки, обусловленные
несформированностью фонематических процессов, слухового восприятия: пропуски
гласных букв (всят-висят), пропуски согласных букв (комата-комната), пропуски
слогов и частей слова (стрки-стрелки), замена гласных (люгкий-легкий), замена
согласных (роча-роща), перестановки букв и слогов (онко-окно), недописывание
букв и слогов (чере-через), наращивание слов лишними буквами и слогами
(детити-дети), искажение слова (чайщик-чащи), слитное написание слов и их
произвольное деление (бойчасов-бой часов), нарушение смягчения согласных (болшой-большой),
неумение определить границы предложения в тексте, слитное написание
предложений.
4. Лексическая сторона речи (словарный
запас).
У детей должен быть достаточный объем
словаря существительных, глаголов и прилагательных.
Дети должны уметь:
Подбирать обобщающие понятия.
Подбирать слова антонимы и синонимы
(Например: зло-добро, храбрый – смелый – отважный).
Дифференцировать обозначения предметов
(например: «автомобиль легковой и грузовой, а не просто автомобиль», «обувь
зимняя и летняя»).
Употреблять сложные слова (например:
длинноногий).
Знать детенышей диких и домашних
животных.
5. Грамматическая сторона речи.
У детей должны быть сформированы
процессы словоизменения и словообразования.
Дети должны уметь:
1.
Образовывать существительные именительного падежа единственного и
множественного числа (дом-дома).
2.
Образовывать существительные родительного падежа единственного и
множественного числа (кот-котов).
3.
Образовывать существительные дательного, творительного, винительного и
падежного падежа (с сумкой, без руки).
4.
Согласовывать существительные с прилагательными в роде, числе, падеже
(голубое полотенце).
5.
Согласовывать существительные с числительными (один карандаш, два
карандаша, пять карандашей).
6.
Образовывать глаголы с использованием приставочного, суффиксального способа
словообразования (приехал, уехал).
7.
Изменять глаголы по временам (бегу, бежишь, бежит, бежим, бегите,
бежал, побежит).
8.
Употреблять глаголы совершенного и несовершенного вида.
9.
Образовывать слова с использованием уменьшительно-ласкательных и
увеличительных суффиксов (глаза – глазки – глазищи).
10.
Образовывать относительные и притяжательные прилагательные от
существительных (малина – малиновое, лиса – лисья).
11.
Употреблять простые и сложные предлоги в речи.
В связи с
недоразвитием лексико-грамматической сферы на письме могут проявиться следующие
ошибки: нарушения согласования слов, замена слов по звуковому сходству,
слитное написание предлогов, пропуски слов в предложении.
6. Связная речь.
Дети должны уметь:
Свободно общаться с взрослыми и
сверстниками.
Поддерживать разговор на темы, доступные
возрасту.
Рассказывать о пережитых событиях.
Пересказывать содержание сказки,
рассказа.
Описывать окружающие предметы.
Уметь составлять рассказ по одиночной
картине и серии сюжетных картин.
Уметь пересказывать.
ДЕТИ ПОКИДАЮТ ЗАЛ
Психолог
Поступление ребёнка в школу - это всегда
переломный момент в жизни ребёнка, независимо от того, в каком возрасте он
приходит в первый класс. Меняется место ребёнка в системе общественных
отношений, это переход к новому образу жизни и условиям деятельности, это
переход к новому положению в обществе, новым взаимоотношениям со сверстниками и
взрослыми. Что же особенно важно помнить родителям будущего первоклассника? На
что следует обратить внимание при подготовке ребёнка к школе? Об этом пойдёт
речь на нашем круге «Дружная семья.
Воспитатель -Я
предлагаю сесть в круг и собрать «Ромашку», и сказать какими качествами на ваш
взгляд, должен обладать будущий школьник?
Подготовка детей к
школе - это не только набор определенных умений и навыков, которые должны быть
сформированы у ребенка к 6-7 годам. Готовность к школе включает в себя
несколько компонентов:
Психологическая
готовность включает в себя:
-Интеллектуальную готовность
-Мотивационную готовность
-Эмоционально-волевую готовность
-Коммуникативную готовность.
Сейчас мы разберём
каждый пункт подробнее.
Интеллектуальная готовность:
Предполагает развитие
внимания, памяти, сформированные мыслительные операции анализа, синтеза,
обобщения, умение устанавливать связи между явлениями и событиями.
К 6–7-и годам ребенок должен
знать:
1. Свой адрес и название города, в
котором он живет;
2. Название страны и ее столицы;
З. Имена и отчества своих родителей,
информацию о местах их работы;
4. Времена года, их последовательность и
основные признаки;
5. Названия месяцев, дней недели;
6. Основные виды деревьев и цветов.
7. Ему следует уметь различать домашних
и диких животных, понимать, что бабушка — это мама отца или матери.
Иными словами, он должен ориентироваться
во времени, пространстве и своем ближайшем окружении.
Мотивационная готовность:
Подразумевает наличие
у ребенка желания принять новую социальную роль — роль школьника.
С этой целью родителям необходимо
объяснить своему ребенку, что дети ходят учиться для получения знаний, которые
необходимы каждому человеку.
Следует давать ребенку только позитивную
информацию о школе. Помните, что ваши оценки с легкостью заимствуются детьми.
Ребенок должен видеть, что родители спокойно и уверенно смотрят на его
предстоящее поступление в школу.
Причиной нежелания идти в школу может
быть и то, что ребенок “не наигрался”. Но в возрасте 6–7 лет психическое
развитие очень пластично, и дети, которые “не наигрались”, придя в класс, скоро
начинают испытывать удовольствие от процесса учебы.
Вам не обязательно до начала учебного
года формировать любовь к школе, поскольку невозможно полюбить то, с чем еще не
сталкивался. Достаточно дать понять ребенку, что учеба — это обязанность
каждого человека и от того, насколько он будет успешен в учении, зависит
отношение к нему многих из окружающих ребенка людей.
Волевая готовность:
-Предполагает наличие у ребенка:
-Способностей ставить перед собой цель,
-Принять решение о начале деятельности,
-Наметить план действий,
-Выполнить его, проявив определенные
усилия,
-Оценить результат своей деятельности,
-А также умения длительно выполнять не
очень привлекательную работу.
Развитию волевой
готовности к школе способствуют изобразительная деятельность и конструирование,
поскольку они побуждают длительное время сосредоточиваться на постройке или
рисовании.
-Коммуникативная готовность
Проявляется в умении
ребенка подчинять свое поведение законам детских групп и нормам поведения,
установленным в обществе.
Она предполагает
способность включиться в детское сообщество, действовать совместно с другими
ребятами, в случае необходимости уступать или отстаивать свою правоту,
подчиняться или руководить.
В целях развития
коммуникативной компетентности следует поддерживать доброжелательные отношения
вашего сына или дочери с окружающими. Личный пример терпимости во
взаимоотношениях с друзьями, родными, соседями также играет большую роль в
формировании этого вида готовности к школе.
ВЫСТУПЛЕНИЯ Учителя СОШ гимназии №4 Зауч
начальных классов Шелеметьева Юлия Владимировна
Тема: «ФГОС нового третьего поколения.
Что нового?»
Сайт «Умназия» . Раздел «
Игровые тесты» Пройдите онлайн-тест- опрос с вашим ребенком на предмет
готовности ребенка к школе: https://umnazia.ru/school-test
или сайт «Аналогий нет» уникальный контент для детей и родителей : https://www.analogi.net/detyam/razvitie-i-vospitanie/test-na-gotovnost-k-shkole, https://iqclub.ru/test/school
Анкетирование для родителей
Отметьте каждый утвердительный ответ одним баллом.
1. Как вы считаете, хочет ли ваш ребенок
идти в первый класс?
2. Считает ли он, что в школе узнает
много нового и интересного?
3. Может ли ваш малыш в течение
некоторого времени (15-20 минут) самостоятельно заниматься каким-либо
кропотливым делом (рисовать, лепить, собирать мозаику и т. п.)?
4. Можете ли вы сказать, что ваш ребенок
не стесняется в присутствии посторонних людей?
5. Умеет ли ваш малыш связно описать
картинку и составить по ней рассказ как минимум из пяти предложений?
6. Знает ли ваш ребенок стихи наизусть?
7. Может ли он назвать заданное
существительное во множественном числе?
8. Умеет ли ваш ребенок читать, хотя бы
по слогам?
9. Считает ли малыш до десяти в прямом и
обратном порядке?
10. Умеет ли он прибавлять и отнимать
хотя бы одну единицу от чисел первого десятка?
11. Может ли ваш ребенок писать
простейшие элементы в тетради в клетку, аккуратно перерисовывать небольшие
узоры?
12. Любит ли ваш ребенок рисовать,
раскрашивать картинки?
13. Умеет ли ваш малыш управляться с
ножницами и клеем (например, делать аппликации из бумаги)?
14. Может ли он из пяти элементов
разрезанной на части картинки за минуту собрать целый рисунок?
15. Знает ли ваш малыш названия диких и
домашних животных?
16. Есть ли у вашего ребенка навыки
обобщения, например, может ли он назвать одним словом "фрукты" яблоки
и груши?
17. Любит ли ваш ребенок самостоятельно
проводить время за каким-то занятием, например, рисовать, собирать конструктор
и т. д.
Если вы ответили утвердительно на 15 и
более вопросов, значит, ваш ребенок вполне готов к школьному обучению. Вы
занимались с ним не напрасно, и в дальнейшем, если у него и возникнут трудности
при обучении, он с вашей помощью сможет с ними справиться.
Если ваш малыш может справляться с
содержанием 10-14 вышеуказанных вопросов, то вы на верном пути. За время
занятий он многому научился и многое узнал. А те вопросы, на которые вы
ответили отрицательно, укажут вам, на какие моменты нужно обратить внимание, в
чем еще нужно потренироваться с ребенком.
В том случае, если количество
утвердительных ответов 9 или менее, вам следует больше уделять времени и
внимания занятиям с ребенком. Он еще не совсем готов пойти в школу. Поэтому
ваша задача - систематически заниматься с малышом, тренироваться в выполнении
различных упражнений.
Возможно, на первых порах школьного
обучения вам придется очень и очень тщательно выполнять вместе с ребенком
домашнее задание, может быть, даже возвращаться вновь и вновь к пройденному
материалу, но не стоит отчаиваться -упорные и систематические занятия помогут
вашему ребенку овладеть необходимыми знаниями и выработать нужные умения и
навыки.
Пожелания родителям в процессе подготовки ребенка к школе
• Занимайтесь с ребенком систематически (2-3 раза в неделю), занятия
желательно проводить в одно и то же время.
• Продолжительность каждого занятия для детей 6-7 лет – не больше 30 минут.
• Рисовать (писать), читать, раскрашивать, лепить, вырезать, клеить лучше
за столом. Можно 10-15 минут заниматься за столом, 10-15-минут – на коврике.
Это позволяет менять позу, снимает мышечное напряжение.
• Не занимайтесь с ребенком, если он плохо себя чувствует или активно
отказывается от занятий.
• Начинайте занятие с любимых или простых для выполнения заданий. Это дает
ребенку уверенность в своих силах.
• Спокойно, без раздражения относитесь к затруднениям и неудачам ребенка.
Не ругайте, не стыдите ребенка за неудачи.
• Подбадривайте ребенка, если у него что-то не получается. Терпеливо
разъясняйте все, что непонятно.
• Обязательно найдите, за что похвалить ребенка во время каждого занятия.
• Не заставляйте ребенка многократно повторять те задания, которые не
получаются. В таких случаях следует вернуться к аналогичным, но более простым
заданиям.
Воспитатель: - И в заключении
хочу сказать: Помните, что Ваше отношение к школе и учёбе вашего ребёнка
формирует и отношение вашего ребёнка к этим явлениям. Ваше спокойное и
радостное отношение к будущей школе, отсутствие завышенных требований к будущим
успехам ребёнка, реалистичные оптимистические рассказы о школе, развитый
познавательный интерес к окружающему миру и отсутствие страха у ребёнка перед
возможной ошибкой - всё это создаёт положительную мотивацию вашему ребёнку. И,
как бы не продвигались объективные успехи вашего ребёнка, старайтесь создавать
здоровый настрой перед школой, при котором он стремился бы к знаниям, не
перегружайте его занятиями, развивайте его уверенность в себе, учите правильно
реагировать на неудачи и конструктивному взаимодействию со сверстниками и
взрослыми. Помните, ребёнок должен быть уверен в том, что, отличник или
двоечник, он всё равно для вас самый любимый! Поддержите своих детей, проявите
к ним максимум внимания!
Подведение итогов.
ПСИХОЛОГ
В чём заключается готовность ребёнка к
школе? (1-й вопрос анкеты)
1.
Психологическая готовность
2.
3.
Физическое здоровье
4.
5.
Умение логически мыслить
6.
7.
Умение общаться в коллективе сверстников
и со взрослыми
8.
9.
Развитие мелкой моторики руки
10.
11.
Ответственность и самостоятельность
12.
13.
Умение читать и писать
14.
15.
Умение считать
16.
Комментариев нет:
Отправить комментарий