воскресенье, 8 октября 2023 г.

Проект «Георгиевская ленточка - маленький флажок большой Победы»

 



Проект 
«Георгиевская ленточка - 

маленький флажок большой Победы»
Подготовила Стебенькова Анна Владимировна

Пояснительная записка

Седая древность через вечность смотрит

На наши души в русские года,

Нас вяжет лента, где святой Георгий

Победу как спасенье передал.

Нашли в боях мы фронтовые беды,

Не замарали доблестную честь,

И на груди георгиевская лента -

Напоминание людям, кто мы есть.

                                                                                                                                    Руслан Ермаков 


          Исторически сложилось так, что любовь к Родине, патриотизм во все времена в Российском государстве были чертой национального характера. Но в силу последних перемен все более заметной стала утрата нашим обществом традиционного российского патриотического сознания.
 Идут нападки на признанных героев. Отрицается сама возможность подвига, который за время войны повторили неизвестные солдаты сотни и тысячи раз.    

          Уходят из жизни ветераны.  Всё меньше у них сил  для того, чтобы ходить в  детские сады и школы, рассказывать нам и нашим детям правду о том, как они воевали. Я видела их много, когда училась в школе. Сейчас их можно пересчитать по пальцам.  Как нас тогда восхищало количество орденов, которые они надевали на 9 мая! 

          В связи с этим возрастает роль образовательных учреждений в деле патриотического и гражданского воспитания подрастающего поколения.  Очевидна неотложность решения острейших проблем воспитания патриотизма в работе с детьми дошкольного возраста. А ещё мы не должны позволить украсть у нашего народа эту Великую Победу!

       Патриотизм — сложное и высокое человеческое чувство, оно так многогранно по своему содержанию, что неопределимо несколькими словами. Это любовь к родным и близким людям, к малой Родине, преклонение перед подвигом и гордость за свой народ. Патриотическое воспитание неотъемлемо связано с ознакомлением окружающего нас мира. 

        Проект подразумевает единение детей и взрослых, поэтому полноправными участниками стали и родители воспитанников.

Тип проекта: информационно-практико-ориентированный
Вид проекта:
  исследовательско - познавательный
Продолжительность проекта: краткосрочный (1 неделя), май 2022 г.
Участники проекта: дети подготовительной группы «Непоседы»  (5-7лет), воспитатели, родители воспитанников.
Актуальность проекта:

Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач современного общества. Детство – самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Родине. Под патриотическим воспитанием понимается постепенное формирование у детей любви к своей Родине. Мы не должны забывать тех, кто отстоял свободу и независимость нашего народа. Верно, сказано: «Забыл прошлое – потерял будущее». Но мы должны не только помнить, но и быть достойными их великого подвига.
Создание проекта направлено на работу по воспитанию у дошкольников чувства гордости за свой народ, уважения к его свершениям и достойным страницам истории, предполагает привлечение детей и родителей к изучению знаменательных дат Великой Отечественной войны 1941-1945 г. 
Цель проекта: 
Формирование представлений о Великой Отечественной войне, уважения к военной истории России, патриотизма и чувства гордости за свою Родину. Воспитание гражданина и патриота своей страны, формирование нравственных ценностей.
Задачи проекта:  
- дать представление о значении победы нашего народа в Великой Отечественной войне;
- формировать нравственно-патриотические чувства у детей-дошкольников, через участие в акциях;
- воспитывать чувства гордости за подвиг своего народа в Великой Отечественной войне, уважения к ветеранам;
- познакомить с историческими фактами военных лет;
- воспитывать будущих защитников Отечества;
- обогащать и развивать словарный запас детей, познакомить с произведениями художественной литературы и музыки военных лет;

- проводить работу с родителями, привлекая их к патриотическому воспитанию в семье;


Ожидаемый результат:
- Пробуждение интереса к истории своей страны и семьи;
- формирование любви к Родине;
- формирование гражданской позиции;
- проявление внимания и уважения к ветеранам пожилым людям, оказание посильной помощи.
- реализация детского творчества и таланта.
Продукт  проектной деятельности
- Составление совместно с родителями альбома «Они сражались за родину», «Дети войны»;
- Продуктивная деятельность выставка рисунков «Война глазами детей»,

рисование и аппликация «Георгиевская лента»;

- Акция «Георгиевская лента», «Открытка ветерану»;
Этапы проекта
I этап. Подготовительный:

  • Составление паспорта проекта;
  • Подбор детской художественной литературы для чтения детям;
  • Создание презентаций для просмотра;
  • Подбор сюжетных картинок и иллюстраций;
  • Работа с методическим материалом, литературой по данной теме


II этап. Основной:

  • Проведение с детьми бесед о войне;
  • Проведение игр-состязаний;
  • Чтение художественной литературы детям (заучивание стихов, заучивание пословиц о Родине);
  • Рассматривание картин; 
  • Создание альбомов;
  • Выставка детских работ;
  • Просмотр презентаций;
  • Разучивание песен военной тематики;
  • Прослушивание музыкальных произведений о войне;
  • Проведение конкурса стихов о войне и патриотических акций;
  • НОД «9 мая – День Великой Победы».


III этап. Итоговый:

  • Литературно- музыкальная постановка  «Поклонимся великим тем годам»;
  • Выступление на концерте для ветеранов и тружеников тыла в КСК п.Рассвет.


В работе с детьми:
 План реализации проекта


Тема


Цели и задачи


Совместная деятельность с детьми


 

 

«Так началась война...»

4.05.2022г



Дать детям понятие, что война – это трагедия и испытание для всего народа, рассказать о мужестве и героизме всего населения страны, ставшего на защиту Отечества. Удовлетворять познавательные потребности детей о войне.


- беседа: «Великая Отечественная война»;
- чтение и разучивание стихотворений о войне;

- чтение ЧХЛ «Враг у ворот» Н.С.Тихонов.
- Игры-состязания на участке «Кто быстрее», «Самый меткий», «Самый смелый» .
- прослушивание песен на военную тематику;
- рисование «Пусть всегда будет мир»


 

«Дороги войны»

5.05.2022г



Познакомить детей с основными событиями войны, городами-героями. Донести до детей мысль о том, как тяжело приходилось защитникам русской земли и простым людям в те суровые военные годы. Воспитывать трепетное уважение к героическому прошлому своего народа.


- беседа «Памятники воинской славы»;

- просмотр презентации «Герои Великой Отечественной войны»;

- рассматривание альбомов городов-героев;
- пословицы и поговорки о родине;

- просмотр презентации «Георгиевская ленточка»;

-рисование «Георгиевская ленточка»

- Квест-игра на прогулке «Георгиевская ленточка»


«Дети войны»
6.05.2022г


Познакомить детей с именами детей-героев военных лет. Донести до детей, как тяжело приходилось детям в те суровые годы. Формировать чувство гордости за их подвиги. Воспитывать уважение, трепетное отношение к именам детей-героев Великой Отечественной войны.


- беседа «Дети и война»;
- создание альбома «Война глазами детей»;
- рассматривание иллюстраций «Герои Великой Отечественной войны»;
- чтение отрывка произведения В.Катаева «Сын полка»; 
- аппликация «Георгиевская ленточка»

- НОД «9 мая – День Великой Победы»;



 

 

 «Чтим великий День Победы»

7.05.2022г


Беседа родителей с ребенком. Создать условия для восприятия целостной картины самой кровопролитной и страшной из войн в истории человечества. Закрепить и расширить представление детей о героях в военные годы г.Читы. Показать, что бессмертная слава ратного трудового подвига народа живёт в памяти людей.


- интервью "Что ты знаешь о своих родных, живших во время войны?"-»;
- беседа «О дне Победы»;

 - просмотр мультфильмов о войне;
- просмотр презентации «Герои Великой Отечественной войны»;
- чтение «Памятник советскому солдату» Л.Кассиль.

- Конкурс видео стихов к 9 мая;

- участие в акции «Оформим окна победы»


«Поклонимся великим тем годам»

8.05.2022г – 9.05.2022г


Донести до подрастающего поколения значение Победы народа в Великой Отечественной войне. Вызвать интерес к военной истории нашей Родины, армии, народа. Помочь детям сохранить в памяти этот светлый праздник.


фотоотчет
-Экскурсия вместе с родителями на мемориал славы.

- парад в Чите. «Бессмертный полк»

- просмотр мероприятий на площадках города Читы

 - участие в мероприятие города «Расскажи про своего прадеда»;

 - участие в акции «Стихи о войне» на площади им. Ленина.


 В работе с родителями:

  • Анкетирование «Память о Великой Отечественной войне 1941-1945г.»;
  • Участие во всех мероприятиях, организуемых в группе;
  • Подборка детьми вместе с родителями исторического материала (фотографий, писем) о своих родственниках, принимавших участие в исторических боевых традициях.
  • Мастер-класс по украшению георгиевской ленточки.

Результат проекта:

  1. Проект «Георгиевская ленточка»  способствовал реализации  задач патриотического и гражданского воспитания детей, формированию любви к Родине,  уважения к ветеранам и пожилым людям;
  2.  Дети познакомились и узнали о происхождение Георгиевской ленточки, стали непосредственными участниками акций;
  3. 80 % родителей с огромным желанием приняли участие во всех мероприятиях, организуемых в группе;
  4. У детей и родителей пробудился интерес к истории своей страны и семьи, о чем свидетельствует проведённая поисковая работа.
  5. Поисковая работа Эльдара А. представлена  на конкурс "Вахта памяти".

Список используемой литературы

1.       Военный орден Святого Великомученика и Победоносца Георгия. Именные списки 1769—1920. Биобиблиографический справочник. Отв.сост. В. М. Шабанов. М., «Русскійміръ», 2004. 928 c., илл.

2.       Дуров В.А.Русские награды XIII - XX вв.-М.: Просвещение, 1997-160с.

3.       Мурашев Г.А. Титулы, чины, награды - СПб : ООО "Издательство Полигон", 2001 - 352с., ил.

4.       ПетерсД.И.Наградные медали России.М.: Просвящение, 1979.

5.       Шепелев Л. Е. Титулы, мундиры, ордена в Российской империи. — Л.: «Наука», Ленинградское отделение, 1991. — 224 с.

6.       Энциклопедия «Кирилл и Мефодий». – Москва. 2006.

7.       Энциклопедия для детей. Е.5, ч.3. История России. XX век. Сост. С.Т.Исмайлова. - М.: Аванта+,1996.

8.       Интернет-ресурсы 

Источник: https://www.chitalnya.ru/work/778949/

http://www.maam.ru/users/katrin20063

Приложения


ИСТОРИЯ ПРОИСХОЖДЕНИЯ ГЕОРГИЕВСКОЙ ЛЕНТОЧКИ

Задача

1.       Выяснить историю происхождения «Георгиевской ленточки».

2.       Исследовать, почему «Георгиевская ленточка» двухцветная.

История о георгиевской ленте пришла к нам из далекого прошлого.

Ленточка получила свое название от ордена Святого Георгия, которого еще называют Победоносцем.

Существует легенда, в которой рассказывают, что в озере жил змей, который пожирал людей. Осталась одна девица. Ее отвели к берегу озера.  Когда змей стал приближаться к ней, вдруг появился на белом коне Георгий, который копьем поразил змея и спас девушку. Так он прекратил уничтожение людей.

 

Икона «Георгий Победоносец»

В 1769 году в Зимнем дворце в Санкт-Петербурге состоялась торжественная церемония. Екатерина II подписала статус Военного ордена Святого Великомученика Победоносца Георгия. В дворцовой церкви отслужили Божественную литургию, были освящены знаки ордена - крест, звезда и лента.

Знак ордена представлял собой равноконечный крест с расширяющимися концами, покрытый белой эмалью. В центральном медальоне на лицевой стороне был помещен образ святого Георгия на белом коне, на оборотной монограмма - «СГ», то есть «Святой Георгий». Лента двухцветная - чёрный и жёлто-оранжевый — означают «дым и пламя». Также считается, что эти цвета символизируют собой смерть и воскрешение. Св. Георгий трижды прошёл через смерть и дважды был воскрешаем.

Звезда была четырехконечной, золотой, с монограммой и девизом в центре - «За службу и храбрость».

   

                          

История Георгиевской ленточки, Георгиевская лента на российских наградах.Орден Святого Георгия Победоносца                                  Комплект ордена

НАГРАДНОЙ КОМПЛЕКТ И ПОРЯДОК НАГРАЖДЕНИЯ ОРДЕНОМ

Георгиевская лента создавалась как часть наградного комплекта, состоящего из ордена Святого Георгия, Георгиевского креста и ленты. Георгиевский орден был разделен на четыре класса. Первая степень ордена имела три знака: крест, звезду и ленту, которая носилась через правое плечо под мундиром. Вторая степень ордена также имела звезду и большой крест, который носился на шее на более узкой ленте. Третья степень – малый крест на шее, четвертая – малый крест в Святой Георгий на орденах и медалях — Парламентская газета «Тюменские  известия»петлице.

 

Первый раз выдавалась низшая, 4 ступень, в следующий раз более высокая 3-я, далее 2-я и, наконец, совершивший четвертый выдающийся подвиг мог быть представлен к награждению орденом Святого Георгия 1-й степени.

Полными кавалерами ордена Св. Георгия (награждёнными всеми 4-мя степенями, так называемым «полным бантом») стали всего 4 человека, в т.ч. М.И. Кутузов.

ОРДЕН ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ

Но это события давно минувших лет. Какое отношение имеет орден Святого Георгия к самой страшной войне XX века? А вот какое. В самый разгар битвы с фашистами в 1942 году был учрежден орден Отечественной войны. На нем тоже есть Георгиевская лента - как символ связи с русской боевой традицией. Орденом Отечественной войны награждались лица, проявившие в боях за Советскую Родину, а также военнослужащие за храбрость, стойкость и мужество.

 

Воины Александра Невского, дружинники Дмитрия Донского, солдаты Суворова и миллионы советских солдат шли в бой за Родину, за честь и свободу своей земли. И они ПОБЕДИЛИ!

В любом случае, появившийся ещё в царской России символ прочно укрепился в истории и теперь стал традиционным цветом праздника 9 мая.

 

 

 

 

 

 

 

АКЦИЯ «ГЕОРГИЕВСКАЯ ЛЕНТОЧКА»

Задача

1.       Выяснить в чем смысл громкой акции, в которой участвует  миллионы людей.

2.       Как правильно носить георгиевскую ленту.

 

В России, в канун Великого праздника Победы, ежегодно, на улицах  появляются люди, которые распространяют среди населения небольшие отрезки лент, символ Победы - Георгиевскую ленточку. Ленточки с удовольствием разбирают и прикрепляют на груди и взрослые, и дети.  

В 2005 году стартовала акция «Мы помним! Мы гордимся!», главным ее символом была Георгиевская ленточка.   Появившись в год шестидесятилетия Победы, она успела за 10  лет стать традицией. В 2005 году было распространено более 800 тыс. ленточек,  а уже в 2007 году акция проходила во всех странам мира и было распространенно более 10 миллионов ленточек.

Цель акции «Георгиевская ленточка»  - это создание  символа праздника, выражение нашего уважения к ветеранам, дань памяти павшим на поле боя, благодарность людям, отдавшим все для фронта.

Акция начинается с распространения волонтёрами среди населения небольших отрезков лент, по форме и цвету идентичных Георгиевской ленте.

В канун празднования Дня Победы и дни проведения акции каждый участник надевает себе на лацкан одежды Георгиевскую ленточку в знак памяти о героическом прошлом, выражая уважение к ветеранам, отдавая дань памяти павшим на поле боя, благодарность людям, отдавшим все для фронта в годы Великой отечественной войны.

Георгиевская лента быстро прижилась по всему миру и уже стала традицией и неотъемлемой частью празднования Дня Победы.

Акция «Георгиевская ленточка» приняла большие масштабы. Но к сожалению мы видим людей, украсивших свои штаны/ чемоданы/обувь Георгиевской лентой, мы говорим вам - снимите эти ленты, если у вас осталось чувство собственного достоинства и уважения к истории.

Существует много способов завязывания Георгиевской ленточки, такие как: молния, уголочек, изящный бант.

         У данной акции даже есть свой кодекс, о котором большинство людей, к сожалению, даже не догадывается: 

1. Акция «Георгиевская ленточка» – некоммерческая и неполитическая.

2. Цель акции – создание символа праздника — Дня Победы.

3. Этот символ – выражение нашего уважения к ветеранам, дань памяти павшим на поле боя, благодарность людям, отдавшим все для фронта. Всем тем, благодаря кому мы победили в 1945 году.

4. «Георгиевская ленточка» не является геральдическим символом. Это символическая лента, реплика традиционного биколора Георгиевской ленты.

5. Не допускается использование в акции оригинальных наградных Георгиевских или Гвардейских лент. «Георгиевская ленточка» — символ, а не награда.

6. «Георгиевская ленточка» не может быть объектом купли-продажи.

7. «Георгиевская ленточка» не может служить для продвижения товаров и услуг. Не допускается использование ленты в качестве сопутствующего товара или элемента товарной упаковки.

8. «Георгиевская ленточка» распространяется бесплатно. Не допускается выдача ленточки посетителю торгового учреждения в обмен на покупку.

9. Не допускается использование «Георгиевской ленточки» в политических целях любыми партиями или движениями.

10. Надписи на ленточке не допускаются.

       Единственно верным способом ношения георгиевской ленты является прикрепление её на лацкане пиджака с левой стороны на уровне сердца. Это лучший способ проявить память и уважение к людям, отдавшим свою жизнь за будущее нашей страны.

.

СТИХИ И ПЕСНИ О ГЕОРГИЕВСКОЙ ЛЕНТОЧКЕ

Слова Андрея Елисова, музыка и исполнение - Руслан Ермаков


1. Седая древность через вечность смотрит
На наши души в русские года.
Нас свяжет лента, где святой Георгий
Победу , как спасенье передал.

Прошли в боях мы фронтовые беды
Не замарали доблестную честь.
И на груди георгиевская лента
Напоминанье людям, кто мы есть.

припев.
Георгиевская лента,
победа над врагом.
Хранима мною в сердце,
как наша связь веков.
Георгиевская лента- 
ты нить во все года. 
А рядом миг и вечность 
и подвиг навсегда.

2. Мы русские мы связаны любовью!
Мы победители различных вражьих орд.
У нас есть вера, и мы верим в Бога.
Мы не забыли 45ый год.


На этой ленте и Берлин , и Киев,
Огни блокады и хатыньский прах.
Нить поколений через всю Россию.
Дрожит пред нею самый лютый враг.

припев.
3. У нас непросто ленточка как память
Оранжевое солнце над землей.
Святой Георгий в ней соединяет
Борьбу зари над самой черной мглой.

И если ты несешь полоску света
В своей груди, как родины огонь,
Согрей теплом любви свою планету,
Раскрой для неба сердце и ладонь.
припев.

Георгиевская ленточка

А.Калмыковой

Ее я привязала на антенну,

Она сияла ярким огоньком,

Огонь и пепел ведь неотделимы -

В машин потоке стали вдруг флажком

Я внучка ветерана, и победу

Считаю тоже праздником своим,

 Горжусь победой, радуюсь победе,

Пришедшей к нам сквозь копоть, смерть и дым.

И с этим майским праздничным салютом

Мой дедушка как будто бы воскрес...

И маленький флажок большой Победы

Я в воскресенье повяжу на желтый крест.

* * *

ГЕОРГИЕВСКАЯ ЛЕНТОЧКА.
Петр Давыдов


Когда на раненную Землю,
Пришла победная весна!
Волной народного веселья
Проникла в каждый дом она!
Парад Победы… Флаги… Лица…
И песни праздничный мотив.
Над площадью, как будто – птица
Цветная ленточка летит…

Из прошлого, из вечности
Летит она сейчас…
Георгиевская ленточка,
Объединяя нас

Уже закончились погони…
Весенним облаком накрыт,
Зажав оружие в ладони,
Солдат Победы сладко спит.
Из майских облаков портниха
Пошила мягкую кровать
И стало необычно тихо…
И можно было просто спать.
Оливковая веточка
Укажет мирный путь… 
Георгиевская ленточка:
«Я помню! Я горжусь!»

Колодец памяти – бездонный.
И души павших – где-то там…
Давайте вспомним поименно,
Кто подарил Победу нам!
Победа! – слезы и веселье!
Те дни еще пылают в снах,
Когда на раненную Землю
Пришла победная весна!

И маленькая девочка
Оденет тоже – пусть!
Георгиевскую ленточку:
«Я помню! Я горжусь!»

Мы все такие разные –
Мир каждого – иной.
Но все теперь мы связаны
Той ленточкой одной!

От прошлых дней – до вечности –
И радость в ней и грусть…
Георгиевская ленточка:
«Я помню! Я горжусь!»

ГЕОРГИЕВСКАЯ ЛЕНТА
Натали САМОНИЙ


Георгиевская лента – и порох, и огонь,
И горечь слёз, и радость Дня Победы.
Не просто гордый символ, а шёлковый погон,
За добрый мир, что нам добыли деды.

Георгиевская лента – как выживший цветок,
Что видел злом загубленное детство,
Сожжённые селенья, руин смертельный смог...
Не просто символ – памяти наследство.

Георгиевская лента – двухцвет простых полос – 
На фронтовых дорогах кровь и пламя,
И жизней эшелоны, ушедших под откос...
И злом исполосованное знамя.

Георгиевская лента – и порох, и огонь –
И скорбь души, и солнце жизни новой.
Узор двухцветных линий – истории ладонь,
Судьбы орнамент... Памятное слово.

* * *
Майский день красив необычайно-

День Победы празднует страна!

Может, это вовсе не случайно-

Что весной закончилась война?

Неслучайно в этот день чудесный,

В память о героях давних лет,

Распустились нынче повсеместно

Лепестки георгиевских лент…

А. Желнов

 

Квест-игра «Георгиевская ленточка»

Содержание: дошкольники отгадывают загадки, ответы на которые помогут им найти место, где расположен тайник (в тайнике находится коробка с георгиевскими ленточками для всех участников квеста)

Цели: формировать патриотические чувства, уважение к символам Великой Победы; укреплять физическое и психическое здоровье.

Участники: дети подготовительного возраста, родители, педагоги.

Оборудование: музыкальный центр, записи песен военных лет.

Предварительная работа: на занятиях воспитатель рассказывает детям о городах-героях, знакомит с их памятными местами. Готовится военная карта (территория детского сада) с названиями городов- героев и маршрутом остановок, последний пункт - это Москва. В коробочке лежат георгиевские ленты по числу участников квеста. Макет танка изготовлен из картонной коробки, мешочки с песком.

Подготовка станций: на каждой из станций должны находиться по два взрослых (родители воспитанников)


Ход игры:

Ведущий. В память о подвиге русских солдат, отстоявших мирную жизнь, ребята вы сегодня примите  участие в увлекательном приключении, а наградой за преодоление всех трудностей будет символ Победы - георгиевская ленточка!

Чтобы найти заветную награду, вам предстоит, выполняя задания, собрать части карты, на которой отмечены города-герои, и, совместив их вместе, узнать, в каком городе-герое находятся георгиевские ленточки! Вот первый фрагмент карты! Мы отправляемся в Сталинград!

Ведущий задает детям вопросы о городе:

-Почему город получил название «Город-герой»? (за мужество и доблесть солдат в ходе Сталинградской битвы)

-Как называется этот город сейчас? (Волгоград)

- Какое самое известное место, посвященное войне, находится в этом городе? (Мамаев курган с памятником «Родина-мать зовет»)

Солдаты, отстоявшие город во время войны, были очень мужественными и выносливыми: бои продолжались и днем и ночью, но они удержали уцелевшие высотные здания и вели огонь из боевых орудий. Давайте проверим вашу выносливость и умение ориентироваться на местности.

Подвижная игра «Ночное ориентирование»

Цель игры: ориентирование на местности, развитие памяти, наблюдательности.

Количество игроков: четное.

Оборудование: 2 ориентира, 2 повязки на глаза.

Ход игры:

На расстоянии 10 метров устанавливаются 2 ориентира, первым игрокам завязывают глаза, они должны дойти до ориентира и обойти его, вернуться к команде и передать эстафету следующему игроку. Остальные участники команды могут подсказывать игроку с завязанными глазами направление движения. Когда на линию старта возвращается последний игрок, для всей команды наступает «День». Побеждает команда, у которой «День» настанет раньше.

Ведущий.

Молодцы! Хорошо справились с заданием! Теперь вы получаете вторую часть карты и можете отправляться к следующему городу-герою.

Дети отправляются к станции «Ленинград».

Станция «Ленинград»

Ведущий задает детям вопросы:

-Как сейчас называется город –герой Ленинград? (Санкт- Петербург)

-Что вам известно об обороне Ленинграда? (900 дней город находился в блокаде; люди голодали, замерзали и умирали, но отстояли его.)

-Что спасло ленинградцев в зимнее время(«Дорога жизни»-дорога по льду Ладожского озера)

По узкой полоске льда детей и женщин вывозили из окруженного фашистами города. Этот путь был трудным, но люди преодолели его. Я предлагаю вам испытать свою сноровку в игре «Переправа»

Подвижная игра «Переправа»

Цель игры: развитие ловкости.

Количество игроков: четное.

Оборудование: 4 дощечки размером 20/30

Ход игры. Дети выстраиваются в 2 команды. Первые игроки, подкладывая себе под ноги дощечки, должны пройти определенное расстояние на скорость, а затем передать их следующему игроку.

Ведущий. Молодцы, держите третью часть карты! Отправляемся в Новороссийск!

Станция «Новороссийск».

Вопросы ведущего:

- Где находится этот город? (На берегу Черного моря)

Новороссийск- крупный порт на Черном море. Отсюда гитлеровцам открывалась дорога на Кавказ. Фашисты делали все, чтобы завладеть этим городом, но их остановили наши моряки, солдаты, партизаны.

-Как назывался клочок суши, который в течение 225 дней удерживали наши солдаты? (Малая земля)

Ведущий предлагает детям отгадать загадки.

Моряком ты можешь стать,

Чтоб границу охранять,

И служить не на земле,

А на военном (корабле)

Можешь ты солдатом стать,

Плавать, ездить и летать,

А в строю ходить охота-

Ждет тебя, солдат (пехота)

Кто шагает на параде:

Вьются ленты за спиной,

Ленты вьются, а в отряде

Нет девчонки ни одной? (моряки)

Любой профессии военной

Учиться надо непременно,

Чтоб быть опорой для страны,

Чтоб в мире не было (войны)

Ведущий. Молодцы! И с эти заданием справились! Добыли последнюю часть карты! Теперь нас ждет город - герой Москва.

Станция 4. «Москва»

Ведущий задает вопросы детям:

- Что вы знаете о городе Москва (это столица нашей родны)

- Какие еще города-герои вы знаете? (Севастополь, Керчь, Одеса, Тула, Мурманск, Брест, Минск, Смоленск)

Фашисты летом 1941 года планировали за несколько месяцев захватить нашу страну и уже осенью шагать по Красной площади. Но не ступил вражеский сапог на святую для каждого русского человека землю. Остановить противника на подступах к нашей столице, не пустить его, перемолоть в боях гитлеровские дивизии и корпуса удалось в результате битвы под Москвой.

Бесконечные танковые атаки обрушивал враг на защитников Москвы, но даже танковая броня не смогла сломить стойкость и мужество советских солдат. Под непрерывным обстрелом они, не щадя себя, закидывали танки гранатами и бутылками с зажигательной смесью и отстояли город.

Сейчас вас ждет последнее испытание!

Подвижная игра «Огневой рубеж»

Цель игры: развитие меткости, навыков метания мяча или мешочка с песком

Оборудование: мешочки с песком или мячи, 2 картонные коробки с нарисованными на них танками.

Ход игры: дети метают «гранату» (мешочек с песком, стараясь попасть в мишень- танк, нарисованный на картонной коробке).

Ведущий. Молодцы! Вы сильные, ловкие, смелые, меткие и, когда вырастите, станете настоящими защитниками нашей страны, такими же мужественными как ваши прадеды. Вы достойны того, чтобы носить на своей груди символ Победы- георгиевскую ленточку(детям вручается коробка с лентами, взрослые вручают их детям).

ФОТОМАТЕРИАЛЫ

«Города-герои Великой Отечественной войны».

Цель: воспитание гражданско-патриотических чувств через знакомство с событиями Великой Отечественной войны, а именно городами – героями.

Задачи:

- расширить представления детей об историческом наследии нашей страны, о событиях военных лет; дать представление о городах-героях, понятии «герой» по отношению к городу;

- воспитывать положительное отношение к городам – героям, героическому прошлому  народа в годы ВОВ; формировать у детей чувство гордости и благодарности к людям, отстоявшим независимость страны.

- упражнять в устной речи, умении анализировать и делать выводы; расширять словарный запас.

Предварительная работа:

- чтение и разучивание художественных произведений по теме;

- прослушивание песен и музыки военных лет;

- рассматривание картин о войне;

- совместные и самостоятельные игры на военную тематику (дидактические, С-Р);

- беседы о героях нашего народа, о военном прошлом, событиях ВОВ.

План мероприятия:

1.       Вводная часть (2-3 мин.)

2.       Основная часть (20-25 мин.)

3.       Заключительная часть (2-3 мин)

4.       Рефлексия (2-3 мин.)

Ход занятия.

1.       Вводная часть.

Вопросы педагога:

-Ребята, давайте вспомним, кто такие герои? (ответы детей)

-Какими качествами обладает герой? (ответы детей)

-Каких героев вы знаете? (ответы детей)

- А вы знаете, что существуют целые города-герои? И их у нас целых 12 и ещё одна крепость-все они носят звание город-герой. А что это за города и почему именно их назвали героями, за что они получили такое звание-мы сегодня унаем.

    2. Основная часть.

Звучит запись песни «Вставай, страна огромная!».

Дальнейший ход занятия совмещает презентацию и рассказ педагога.

1 слайд.

-Итак, города-герои Великой Отечественной войны.

2 слайд.

-22 июня 1941 года началась Великая Отечественная война.

3 слайд

-План «Барбаросса», по которому фашисты планировали быстро захватить нашу страну. Удары направлены на север, центр и юг одновременно. У захватчиков было огромное количество войск, техники, оружия. Они не знали поражений и захватили много стран. Хорошо подготовившись, фашисты рассчитывали на быстрый и лёгкий захват наших территорий.

4 слайд  

-Но, не смотря на неожиданность нападения, немедленного захвата не получилось. Фашисты встретились с бешеным сопротивлением жителей. Первый удар приняли на себя Брест, Киев, Минск, Ленинград, Мурманск.

5 слайд

-Брест. 22 июня 1941 года в 4:15 утра начался массированный артиллерийский удар по защитникам Брестской крепости. По планам немецкого командования к полудню крепость должны были взять. Но, крепость держалась. Без воды, без еды, без связи с основными частями Красной армии…

6 слайд

-Тысячи погибли, о них известно очень мало. Не осталось почти никого, кто бы мог рассказать… Последний защитник был захвачен в плен только 23 июля.

7 слайд

-Такую надпись потом обнаружат историки на стенах. Они держались и сражались сколько могли, ведь каждый день давал отсрочку на подготовку к сопротивлению другим городам и их жителям, уменьшал количество врагов.

8 слайд

-Брестская крепость стала большим памятником. Его вход украшен бетонным блоком с вырезанной пятиконечной звездой. В её проёме видны часть земляного вала крепости и руины казематов. В самой цитадели много памятников военным событиям. Скульптура «Жажда» символизирует один из самых драматических эпизодов обороны. Защитники крепости испытывали недостаток воды, так как водопровод был разрушен. Единственным источником воды для них оставались реки Бук и Моховец. Но так как их берега находились под постоянным обстрелом, то поход за водой был смертельно опасен. Множество защитников крепости погибло, пытаясь добыть драгоценную влагу. Главный памятник музея обороны Брестской крепости – монумент «Мужество», вблизи которого не угасает Вечный огонь Славы.

9 слайд Киев.

-Когда, над Киевом пролетали первые немецкие самолеты, многие жители думали, что это учения… И даже радовались, мол «как здорово подготовили учения! Даже кресты намалевали». Нет, это были не учения — Киев один из первых испытал на себе все ужасы войны. Он практически сразу оказался на передовой.

10 слайд

-Не хватало боеприпасов, не хватало снабжения. Но был приказ – Киев не сдавать!!! Более 600 000 человек погибло, пытаясь его выполнить! Но, 19 сентября 1941 года в город вошли немецкие войска. Это было одно из самых тяжелых поражений Красной армии. Занявшие город захватчики нанесли ему огромный урон, установив режим жестокой оккупации. Более 200 000 киевлян было уничтожено, а около 100 000 человек отправлено в Германию на принудительные работы. Жители города оказывали активное сопротивление фашистам. В Киеве было организовано комсомольское и коммунистическое подполье, которое боролось с нацистским режимом.

11 слайд

-На правом берегу Днепра, на самой высокой точке Киева установлен монумент, высота которого более 100 метров. Это скульптура «Родины-Матери». Скульптура изображает женщину с поднятыми вверх руками. В одной руке женщина держит меч, а в другой щит. Символизирует монумент несгибаемость народного духа в борьбе за Родину.

12 слайд.

-Этот город – столица Белоруссии – находился на острие атаки гитлеровских войск, и в первые же дни войны его опустошили налёты немецкой авиации. Город был захвачен на шестой день военных действий, 28 июня 1941 г. Началась тяжёлая и кровавая трёхлетняя оккупация белорусской столицы.

13 слайд.

-За это время город лишился трети жителей и превратился в пепел и руины. Минск окружали лагеря для пленных, где под зверскими пытками погибли сотни тысяч граждан. Несколько сотен тысяч мирных жителей было угнано на работу в Германию. Обратно вернулись единицы. Сотни тысяч были повешены, расстреляны и сожжены заживо.

14 слайд.  

-Но захватчикам не удалось сломить волю минчан. Жители создали одну из самых крупных подпольных организаций времён Великой Отечественной войны, объединившую примерно 9 тысяч человек, с которой ничего не могли сделать отборные части вермахта. Партизанами становились все- мужчины, женщины, старики, дети-все старались как могли нанести урон армии захватчиков. На их счету больше 1500 успешных диверсий. Члены подполья взрывали германских офицеров на собраниях и встречах, выводили из строя заводы, работающие на немецкую армию, сжигали склады с продовольствием, добывали оружие. Благодаря партизанам были сорваны многие наступательные операции немцев. Более 11 000 эшелонов было пущено под откос, партизаны взорвали более 300 000 рельсов. Они убивали врага везде, где только могли.

15 слайд.

-Множество памятников в Минске посвящено победе и борьбе за неё. Многие из них посвящены партизанам.

16 слайд.

-10 июля 1941 года. Начало наступления немецких войск на ленинградском направлении. Немцам удалось взять Ленинград в кольцо. 8 сентября началась блокада Ленинграда. И продолжалась она 872 дня. История человечества больше никогда не знала такой длительной осады.

17 слайд.

-Сообщение с ним шло только по воздуху и через Ладожское озеро. Путь по воде, а зимой – по льду был назван «Дорогой жизни». По нему доставляли продукты, лекарства, боеприпасы и вывозили больных и раненых. На тот момент в северной столице проживало примерно три миллиона человек. Страшный голод, постоянные авиационные налеты, бомбежки, крысы, болезни, инфекции унесли более 2 миллионов жизней. Несмотря ни на что ленинградцы выстояли, они даже умудрялись помогать фронту. Заводы не переставали работать и выпускали военную продукцию.

18 слайд.

-Несмотря на колоссальную смертность, истощённость войск и населения город всё-таки выстоял. После тщательной подготовки 12 января 1943 г. началась решающая битва. Советские войска преодолели сплошные проволочные заграждения, минные поля, насыпные валы, несколько линий окопов и смогли разбить фронт в двух местах. В армии противника началась паника, гитлеровцы спешно перебрасывали к городу войска с других участков фронта. Но безуспешно. 18 января блокада Ленинграда была прорвана.

19 слайд.

-За освобождение города свыше 350 тысяч воинов были награждены орденами и медалями, 226-ти из них присвоено звание Героя Советского Союза, около 1,5 млн человек были награждены медалью «За оборону Ленинграда». Сегодня о подвиге ленинградцев напоминают многочисленные мемориалы и памятники, установленные в северной столице.

20 слайд.

-Мурманск. Мурманск с первых дней войны стал прифронтовым городом. Он так и не сдался гитлеровским войскам несмотря на сокрушительные атаки 150-тысячной немецкой армии и постоянные бомбардировки. Гитлер хотел захватить этот важный порт, чтобы отрезать поставки продовольствия от стран-союзниц для СССР. Операцию захвата немецкие войска хотели провести в несколько дней, но город почти 40 месяцев сопротивлялся атакам врага. За время войны Мурманск был полностью разрушен: сохранился лишь порт и три каменных здания в центре. Наступление немецких войск началось 29 июня 1941, но ценой неимоверных усилий оно было сорвано и в дальнейшем враг не смог продвинуться ни на километр. Линия фронта была неизменной до 1944 года.

21 слайд.

-За эти годы на Мурманск было сброшено 185 тысяч бомб, но он жил, работал и не сдавался. Ремонтировал военные суда, принимал продовольственные и транспортные… Стойкость жителей Мурманска помогла выстоять Ленинграду, так как именно в Мурманске накапливалось продовольствие, которое потом перебрасывалось в Северную столицу.  На счету северного флота около 600 уничтоженных кораблей противника.

22 слайд.

-Множество памятников напоминает о тех тяжёлых временах, о великом подвиге. Мемориал «Защитникам советского Заполярья»- самый известный памятник Мурманска. В народе памятник известен под именем «Алеша».

Физкультминутка.

-А сейчас, ребята, встаньте на ножки, мы станем настоящими солдатами.

 На параде

Как солдаты на параде,

Мы шагаем ряд за рядом,

Левой — раз, левой — раз,

Посмотрите все на нас.

Все захлопали в ладошки —

Дружно, веселей!

Застучали наши ножки

Громче и быстрей! (Ходьба на месте.)

23 слайд.

-Одесса. Уже в августе 1941 г. Одесса была полностью окружена гитлеровскими войсками. Ее оборона длилась 73 дня. С материковой стороны Одессу обороняла Приморская армия, с моря - корабли Черноморского флота, при поддержке артиллерии с берега Первый большой штурм Одессы немецко-фашистские войска предприняли 20 августа 1941 г. На взятие города были брошено 17 дивизий и 7 бригад противника, но советские войска остановили их наступление в 10-14 километрах от городских рубежей. Ежедневно 10-12 тысяч женщин и детей копали окопы, устанавливали мины, натягивали проволочные заграждения.

24 слайд.

-В конце сентября войска, оборонявшие Одессу, были переброшены на защиту Крымского полуострова. На кораблях Черноморского флота, с Одесского побережья в Крым, скрытно было переправлено 86 тысяч солдат и 15 тысяч жителей Одессы, а также большая часть оборонительной техники. Войска отступили и оставили город, чтобы спасти флот. Жители ушли в катакомбы- разветвленную сеть лабиринтов и тоннелей под Одессой. Началась беспощадная партизанская борьба с захватчиками: 5 тысяч солдат и офицеров было уничтожено одесскими партизанами - героями, пущено под откос 27 эшелонов с вражеской военной техникой, взорвано 248 машин. Несмотря на ужасные условия жизни, нехватку воды, пищи, боеприпасов, одесситы не сдавались. Освобождена Одесса была 10 апреля 1944 года.

25 слайд

-Керчь.  Один из немногих городов, которые в годы Великой Отечественной войны несколько раз переходили от советских войск в руки врага, была Керчь – город в восточном Крыму, на берегу Керченского пролива. Керченско-феодосийский десант, именно благодаря его участникам - героям, были сорваны планы наступления на Кавказ. В мае 1942 года после ожесточённых боёв враг окончательно захватил Керчь. За почти двухлетнюю оккупацию жители столкнулись с настоящей лавиной террора: почти половина горожан погибла, тысячи были замучены или угнаны на принудительные работы в Германию. Тысячи советских военнопленных были убиты. Но жители города нашли в себе силы сопротивляться захватчикам: многие присоединялись к остаткам советских войск, укрывшихся в Аджимушкайских каменоломнях. «Керченский Брест» – так называли люди легендарный Аджимушкай за подвиг 170-дневной его обороны с мая по октябрь 1942г. В каменоломнях не было запасов оружия, продовольствия, медикаментов. Особенно трудно было с водой: колодцы оказались снаружи, и воду добывали только в бою. Здесь томились раненые, укрывались тысячи женщин, детей и стариков. Гитлеровцы взрывали выходы из подземелий, пускали в каменоломни отравляющий газ. Много бойцов погибло в дни газовых атак, но, когда гитлеровцы попытались проникнуть в катакомбы, их встретили огнём. По всему СССР разнеслись слова радиограммы полковника П.М. Ягунова6 «Мы, защитники Керчи, задыхаемся от газы, умираем, но в плен не сдаёмся!»

26 слайд.

-Символом города-героя Керчи стал Обелиск Славы на горе Митридат. Монумент посвящен павшим в сражениях за освобождение Крыма в период с ноября 1944 г по апрель 1944 г. Парус - Памятник Эльтигенскому десанту. За участие в битве за город 146 человек получили высшую государственную награду – Звезду Героя Советского Союза.

27 слайд.

-Новороссийск. Одной из самых выдающихся страниц Великой Отечественной войны была оборона Новороссийска, длившаяся 393 дня (дольше в этой войне оборонялся только Ленинград). Глубоководная бухта Новороссийска – самая удобная на Чёрном море. Немцам важно было захватить советские боевые корабли и прорваться на юг, к Кавказу, где была нефть. Сдержать врага на подступах к городу не удалось, и бои закипели на улицах Новороссийска. Защитники города были ослаблены в боях, противник превосходил наши силы в артиллерии, танках и пехоте почти в 4 раза. Казалось, положение было безнадёжным, но наши войска героическим усилием остановили захватчиков на Сухумском шоссе, закрыв путь на Кавказ. Противник вынужден был перейти к обороне.

28 слайд.

-За семь с половиной месяцев жестоких и кровопролитных сражений десантники уничтожили несколько тысяч немецких солдат и значительное количество военной техники. Плацдарм держался до полного освобождения города. Это торжество и мужество советских морпехов. Несколько сот человек держались до подхода основных сил и отвоевывали километр за километром. Немцы так и не смогли скинуть их в море. 225 дней наступления. Каждая пядь земли полита кровью и потом, результат нечеловеческих усилий и Новороссийск был освобожден. 16 сентября 1943 года советские войска вошли в город… он был разрушен почти полностью. Отсюда началась Новороссийская наступательная операция десанта, воздушной армии ВВС Черноморского флота.

29 слайд.

- За мужество и отвагу 21 защитник Малой Земли был удостоен звания Героя Советского Союза. Ещё около 600 тысяч человек получили медаль «За оборону Кавказа». Память о тех временах хранит мемориал «Малая Земля».

30 слайд.

-Севастополь. Оборона Севастополя началась 30 октября 1941 года и закончилась 4 июля 1942. Это одна из кровопролитнейших битв, которая закончилась поражением советских войск. Но мужество и героизм, проявленные частями Красной армии и жителями Севастополя, не позволили частям Вермахта осуществить быстрый захват Крыма и Кавказа. Фашисты, имея подавляющее превосходство в воздухе и на море, раз за разом не могли взять город. Первый и единственный раз (за всю войну) немецкие войска применили артиллерийское орудие весом более 1000 тонн, которое способно было стрелять 7-тонными снарядами и пробивало скальную плиту толщиной 30 метров. Но Севастополь стоял. Стоял, пока не закончились боеприпасы… Пока не погибли почти все защитники…

31 слайд.

-В Севастополе более 1500 памятников. И около 1000 из них установлены в память о событиях той страшной войны. На мысе Хрустальный находится монумент «Солдат и Матрос», он установлен в память о защитниках Севастополя.

32 слайд.

-Сталинград (Волгоград). Лето 1942 года. Немцы решили захватить Кавказ, Кубань, Придонье, Нижнюю Волгу. Гитлер собирался справиться с этим за неделю. Для того, чтобы остановить наступление врага, был создан Сталинградский фронт.

33 слайд.

=17 июля 1942 года началась Сталинградская битва, одно из самых важных и крупных сражений. Эта великая битва длилась 200 дней. И завершилась полной победой наших войск благодаря самоотверженным действиям военных и простых жителей. В ужасных кровопролитных боях погибло более 1 миллиона наших воинов. Немцы также понесли тяжелые потери. Более 800 тысяч убитыми и ранеными. В плен было взято более 200 тысяч немецких солдат. Датой окончания Сталинградской битвы считается 2 февраля 1943 года.

34 слайд.

-В Волгограде на Мамаевом кургане находится памятник-ансамбль, который посвящен всем Героям Сталинградской битвы. Главный монумент ансамбля – 85-ти метровая скульптура Родины-Матери.  К этому монументу от подножия кургана ведут 200 ступеней – символ двухсот долгих дней битвы. А сам Мамаев курган является огромной братской могилой, в которой покоятся более 34 тысяч погибших воинов.

35 слайд.

-Тула. В начале войны вести о наступлении немцев порой приходили уже после того, как город был захвачен. Так чуть не случилось и с Тулой. Внезапный танковый прорыв фронта привел к захвату Орла, а от него до Тулы всего 180 км. Город остался практически безоружным и не готовым к обороне.

36 слайд.

-Но, умелое руководство и, что самое главное, быстро переброшенное подкрепление не позволили немецким частям занять город оружейников. Тяжелая обстановка на фронте привела к практически полному блокированию Тулы, но враг так и не смог её взять. Тысячи женщин рыли окопы в то время, когда происходила эвакуация оборонных заводов и шли ожесточенные бои. Немцы бросили в бой отборные, элитные части, в частности полк «Великая Германия». Но и они ничего не могли сделать… Тула не сдалась! Она выстояла!

37 слайд.

-В Туле несколько мемориальных комплексов посвященных ВОВ. Например, на площади Победы установлен мемориал в честь Героев-защитников, которые отстояли город в 1941 году. Плечом к плечу стоят солдат и ополченец, держа в руках автоматы. А рядом взметнулись в небо три многометровых стальных обелиска.

38 слайд.

-Смоленск. Смоленск всегда вставал на пути тех, кто рвался к Москве. Так было и в 1812, так стало в 1941. Согласно планам немецкого командования, захват Смоленска открывал дорогу на Москву. Планировалось молниеносно захватить ряд городов, в числе которых был и Смоленск. Но, в результате на этом направлении враг потерял больше солдат, чем с начала войны на всех других направлениях вместе взятых. 250 тысяч фашистов не вернулись обратно. Сопротивление дало возможность ослабить наступающего противника, больше времени на подготовку обороны Москвы.

39 слайд.

-10 сентября 1941 года Смоленск пал, но не сдался. Было создано мощное партизанское движение, которое не давало спокойной жизни оккупантам.

40 слайд.

-260 уроженцев Смоленской области получили звание «Герой Советского Союза».  Многие памятники Смоленска напоминают о тех, кто сложил свои головы в борьбе за Родину. Среди них «Памятник скорбящей матери». Он расположен в том месте, где в 1943 году нацисты расстреляли боле 3000 человек. Здесь же находится их братская могила, а над ней установили мемориальную стену, на которой изображен момент расстрела и скульптура женщины в простой одежде и платке, с глазами полными горя.

41 слайд.

-Москва. В агрессивных планах фашисткой Германии захват Москвы имел первостепенное значение, так как именно с ее падением связывалась полная победа немецких войск над СССР. Для захвата города была разработана спецоперация под кодовым названием «Тайфун». Ценой страшных потерь, но враг все медленней и медленней шел к взятию Москвы. Его останавливали под Брестом, его били под Смоленском и Одессой, ему не давали отдыха под Минском и Ельцом.

42 слайд

В самой столице перекрашивали мостовые и площади, маскировали фасады зданий, чтобы сбить с толку вражескую авиацию, которая непрерывно бомбила город. Несколько месяцев длилась и оборонительная операция под Москвой. Строились оборонительные укрепления, рылись тысячи километров окопов. Сражались за каждую деревеньку, за каждую высоту. Но великолепная машина вермахта продвигалась вперед. Они даже видели в бинокли стены Кремля, но, для многих из них это стало последним воспоминанием.

43 слайд.

-5 декабря 1941 года немцам указали путь домой. Началось наступление наших войск под Москвой. Более миллиона солдат и офицеров с криками «Ура!» начали гнать фашистов. Победа под Москвой стала одним из ключевых моментов войны, люди поверили в то, что мы можем победить…

44 слайд.

- В Москве на поклонной горе находится огромный мемориальный комплекс, посвященный Великой Отечественной Войне.

45 слайд.

-После окончания Великой Отечественной войны, подводя итоги , Правительство нашей страны назвали эти города героями и учредили звание Город-Герой. Его давали городам, жители которых проявили героизм, стойкость и мужество в защите Родины в 1941-1945 г. Участников сражений за город награждали медалями «За оборону», а в самом городе устанавливали обелиск. Городу – герою вручались высшие награды Советского Союза – орден Ленина и медаль «Золотая Звезда», которые изображались и на его знамени. Почетного звания удостоились 12 городов и одна крепость.

46 слайд.

- В каждом из них был установлен памятник, посвящённый этому званию - символ заслуг. Все эти города отвагой, кровью и жизнями своих жителей заплатили за право называться Героями!

3. Заключительная часть.

Вопросы педагога:

- Какие города получили звание Город-Герой? Сколько их? Назовите, кто запомнил (ответы детей)

- За что присудили звание героя городам? Какие качества проявили их жители в борьбе с захватчиками? (ответы детей)

4. Рефлексия.

- Какие чувства вы испытываете, когда слышите о подвигах народа в ВОВ, смотрите фотографии или слушаете музыку?

- Что бы вы хотели сказать героям?

 

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Новогодние утренники в детском саду (подготовка и проведение)

  Новогодние утренники в детском саду (подготовка и проведение)   Новый год для ребят – это сказка, которую они ждут с нетерпением. Ведь в э...