Краткосрочный проект
по адаптации детей младшего дошкольного возраста
к условиям ДОУ
«В детский сад без слёз».
Разработала воспитатель:
Стебенькова Анна Владимировна
Группа №5 «Непоседы»
Чита 2022г
Адаптация детей младшего
дошкольного возраста
«В детский сад без
слёз».
Цель проекта:
Создание благоприятных
условий, направленных на успешную адаптацию ребёнка в ДОУ.
Сохранение и укрепления
здоровья детей младшего возраста.
Задачи:
Создать условия,
обеспечивающие ребёнку физический и психологический комфорт для облегчения
периода адаптации к условиям в ДОУ.
Обеспечить развития
навыков взаимодействия детей друг с другом с учётом возрастных и индивидуальных
особенностей каждого ребёнка.
Обеспечить развитие
игровых навыков, произвольного поведения.
Повышения
компетентности родителей в вопросах адаптации ребёнка в ДОУ.
Ожидаемые результаты:
Безболезненная
адаптация детей к условиям детского сада.
Позитивное развитие
отношений в детском коллективе.
Снижение уровня
заболеваемости у детей в адаптационный период.
Сформированность знаний
у родителей по вопросам эмоционального развития детей и обучения их
взаимодействию с детьми в период адаптации.
Участники проекта:
Воспитатели, дети младшей
группы №5 «Непоседы» и их родители.
Актуальность проекта:
Каждое дошкольное
образовательное учреждение, реализует в своей деятельности и прежде всего,
позволяет выявить использование индивидуально-дифференцированного подхода к
детям, учитывает интересы, потребности самих детей. Это и задаёт критерии
отбора нововведений и их синтеза, а также позволяет рассматривать самые
разнообразные комбинации соотношений, изменений в содержании, технологии,
организации образовательной деятельности дошкольного образовательного
учреждения.
Общеизвестно, степень
адаптации ребенка к детскому саду определяет его психическое и физическое здоровье.
Резкое предъявление нового помещения, новых игрушек, новых людей, новых правил
жизни - это и эмоциональный, и информационный стресс. Малыш может воспринять
это как отчуждение, лишение родительской любви, внимания и защиты. Очень важно,
чтобы этот переход был органичным и не травмирующим для ребенка.
Традиционно под
адаптацией понимается процесс вхождения человека в новую для него среду и
приспособление к её условиям. Это универсальное явление всего живого, которое
можно наблюдать как в растительном, так и в животном мире. Адаптация является
активным процессом, приводящим к позитивным (адаптированность, т.е.
совокупность всех полезных изменений организма и психики) результатом, или
негативным (стресс). При этом выделяются две основные критерии успешной
адаптации: внутренний комфорт (эмоциональная удовлетворённость) и внешняя
адекватность поведения (способность легко и точно выполнять новые требования).
С приходом в ясли у ребёнка начинается новый этап в его жизни.
Сентябрь
1.Знакомство
сентябрь
- Установление контакта с
ребёнком через родителя,
- Знакомство детей с
детским садом.
- Знакомство с
воспитателем.
- Заполнение социальной
карты ребёнка,
лист адаптации.
2
- Ребёнок с родителями
постепенно входит в группу детского сада. Ребёнок привыкает к новому помещению
и новым взрослым.
- Заполнение паспорта здоровья ребёнка, лист
адаптации.
3
- Ребёнок завтракает и
остаётся на 2- 3 часа без родителей.
- Консультации для родителей.
- Лист адаптации.
4
- Ребёнок остаётся на сон, но
сразу после сна его забирают родители.
- Беседа с родителями.
- Лист адаптации.
5
- Ребёнок остаётся на целый
день. На данном этапе ребёнка постепенно приучаем к режимным моментам детского
сада.
- Консультация для родителей.
- Беседа с родителями о
поддержании дома режима детского сада.
- Отсутствие родителей в
течения дня.
- Новые требования к
поведению.
- Постоянный контакт со
сверстниками.
- Знакомство детей друг с
другом.
- Сенсорные игры,
пальчиковые игры с детьми, телесная терапия.
- Осуществление
индивидуального подхода к каждому ребёнку.
- Чтение потешек,
прибауток.
Коза рогатая
Цель игры: развлечение детей, формирование умения их слушать стишок до -конца,
понимать его.
Ход игры.
После того как дети рассмотрят картинку с изображением козы, воспитатель
предлагает поиграть,
Дети стоят перед воспитателем, лицом к нему. Воспитатель, выставив
указательный палец и мизинец, идет к детям, приговаривая:
Идет коза рогатая,
Идет коза бодатая
За малыми ребятами.
Ножками топ-топ,.
Глазками хлоп-хлоп,
Кто каши не ест,
Молока кто не пьет -
Забодает,
забодает,
забодает.
При слове "забодает" дети убегают от козы, а воспитатель их
догоняет. В следующий раз козой можно выбрать кого-либо из детей и тогда он сам
повторяет слова потешки.
- «Обнималки» - телесная
терапия.
- Буклет на тему «Адаптация
без слёз».
- Беседа с родителями на
тему «Как правильно вести себя родителям с ребёнком в первые дни посещения
детского сада».
Сюжетная игра «Больница»
Конспект
сюжетно-ролевой игры «Больница».
Цель:
Расширять у детей представления о труде врача; формирование умения применять в
игре полученные ранее знания об окружающей жизни.
Задачи:
1.
Формировать у детей умение принимать на себя игровую роль (помощник доктора,
пациент).
2.
Побуждать детей обыгрывать сюжет знакомой игры «Больница», используя знакомые
медицинские инструменты (игрушечные)
3.
Способствовать возникновению ролевого диалога.
4.
Формировать бережное отношение к своему здоровью, умение проявлять чуткость,
заботу к заболевшему человеку.
5.
Закреплять знания о правилах поведения в общественных местах.
Словарь:
врач, градусник, фонендоскоп, таблетки, бинт.
Оборудование:
костюм доктора, набор игрушек «Больница», куклы.
Предварительная
работа: чтение сказки «Айболит» К. И. Чуковского, рассматривание медицинских
игровых инструментов. Рассматривание иллюстративного материала по теме.
Ход
игры:
Воспитатель
зовет детей к себе, они встают вокруг воспитателя.
Воспитатель:
ребята, сегодня к нам в группу пришли гости давайте с ними поздороваемся.
Воспитатель:
но это еще не все гости. Сегодня к нам пришла кукла Катя. Давайте с ней
поздороваемся.
Дети:
здравствуй Катя.
Воспитатель:
Катенька, а почему ты с нами не здороваешься?
-Катя,
а хочешь мы тебе конфет дадим? (Катя лишь мотает головой)
-А
хочешь мороженое? (Катя лишь мотает головой)
-Что
же ты Катя молчишь? Лишь головой мотаешь и очень грустная?
-Ребята,
как вы думаете, что случилось с Катей? Катя мне на ушко сказала, что она
заболела.
-Катенька,
а что у тебя болит?
Катя:
болит горло
Воспитатель:
ты, наверное, ела мороженое?
Катя:
нет, я ела снег и сосала сосульку
Воспитатель:
ребята разве можно есть снег, сосать сосульки?
Дети:
нет снег холодный, грязный.
Воспитатель:
а вы ребята едите снег и сосульки?
Дети:
нет.
Воспитатель:
ну вот Катя и заболела. Ребята, а скажите, когда люди болеют, куда они
обращаются?
Воспитатель:
кто их лечит?
Дети:
доктор, врач.
Воспитатель:
Ну что же ребята, давайте отвезём Катю в больницу на нашей машине Занимайте
места, пристегните ремни, поехали. (едим под музыку «Машинка» выполняем
движения в соответствии с текстом.)
Воспитатель:
ну вот мы и приехали в больницу. Сегодня врачом буду я. Сейчас я надену белый
халат. А вы ребята будете мне помогать принимать больных. Пациенты садитесь на
стульчики и ждите своей очереди. А врач начнёт лечить куклу Катю. Но помните в
больнице должно быть ТИХО. Не шумите. Не мешайте доктору лечить больных.
-
Вот это градусник сейчас я измерю температуру
-
Да температура очень высокая.
-
Ну Катя посмотрим горлышко, открой ротик.
-
Горлышко красное.
-
Сейчас я возьму фонендоскоп и послушаю Катю.
-
Ой какие хрипы.
-
Так Катя вот тебе таблетки, принимать их нужно утром и вечером, но только по
одной. И обязательно пить кипячённое молоко с мёдом. Выздоравливай Катя.
-
Заходите следующий. Здравствуйте, как вас зовут? Что у вас болит?
-
(Приём больных пациентов)
Воспитатель:
Врач конечно поможет, но лучше не болеть. Ребята, что нужно делать чтобы не
заболеть?
Дети:
Тепло одеваться, не кушать снег, не сосать сосульки.
Воспитатель:
молодцы ребята.
Игра
продолжается с участием детей.
3.Ноябрь
- Развитие
культурно–гигиенических навыков.
- Слушание спокойной
музыки.
- Игры-занятия: «Уложим
куклу спать», «Оденем куклу», «Научим куклу раздеваться».
- Подвижные игры: «Зайка
серенький сидит», «Солнышко и дождик», «Ровным кругом»
- «Мишка»-игровая
деятельность.
- «Бабочка»-релаксационное
упражнение.
- «Обнималки»-телесная терапия.
Про сороку
Цель игры: формирование умения детей слушать родное слово, улавливать ритм
потешки, понимать, о чем в ней говорится.
Ход игры.
Дети садятся напротив воспитателя. Воспитатель указательным пальцем правой
руки делает круговые движения по ладони левой руки ("варит кашку"),
приговаривая:
Слова:
Сорока, сорока,
Сорока - белобока
Кашу варила.
На порог скакала,
Гостей скликала.
Гости на двор -
Кашу на стол.
Этому на тарелочке,
Этому на блюдечке,
Этому в чашечке,
Этому в мисочке,
А этому ничего не дала
Ты дров не таскал,.
Ты воды не носил
Ты каши не варил.
Вот тебе ложечка -
Свари сам себе кашку.
Тут пень, тут колода,
Тут дрова,
Тут горячая вода.
Движения:
Воспитатель и дети варят кашку" вместе.
Загибают по очереди пальцы, начиная с мизинца.
Большой палец не загибается.
При повторении игры воспитатель предлагает детям помогать произносить
потешку. После слов "этому" делает паузу, а дети заканчивают фразу:
"на блюдечке", "в чашечке", "в мисочке".
- Консультации для родителей.
- Изготовление папки
передвижки «Адаптация к детскому саду».
-
4
- «Дождик» - игровая
деятельность по изо.
- «Музыканты» - игровая
деятельность.
Заинька
Ход игры.
Дети становятся в круг. Воспитатель считалкой выбирает зайчика, он
становится в центр круга. Воспитатель и дети ходят по кругу и приговаривают:
Заинька, по сеничкам
Гуляй, погуливай!
Серенький, по новеньким
Погуливай, гуляй!
Некуда заиньке выскочит,
Некуда серому выпрыгнут
Заинька, поскачешь -
Выскочишь,
Серенький, попляшешь -
Выпустят.
Воспитатель с детьми напевает мелодию плясовой, все хлопают в ладоши, а
зайчик пляшет. После этого зайчика выпускают из круга и выбирают нового. Игра
повторяется 2-3 раза.
На птичьем дворе
Цель игры: закрепление представления детей о том, как кричат домашние птицы,
воспитание правильного звукопроизношения.
Ход игры.
Воспитатель предлагает детям послушать новое стихотворение:
Наши уточки с утра - Кря-кря-кря! Кря-кря-кря! Наши гуси у пруда - Га-га-га!
Га-га-га! А индюк среди двора- Бал-бал-бал! Балды-балда! Наши гуленьки вверху -
Грру-грру-у-грру-грру-у! Наши курочки в окно - Кко-кко-кко-ко-ко-ко-ко! А как
Петя-петушок Ранним-рано поутру Нам споет ку-ка-ре-ку!
"Как кричат уточки?" -спрашивает педагог. Дети отвечают. Так он
уточняет, закрепляет с детьми произношение звуков.
В следующий раз воспитатель делит всех детей на группы -
"уточки", "гуси", "индюки". "Наши уточки с
утра", - говорит воспитатель," а дети-уточки отвечают:
"Кря-кря-кря! Кря-кря-кря!" и т. д.
Эта игра приучает детей к выдержке. Всем хочется покричать, как уточки, а
нельзя, надо уметь промолчать, подождать своей очереди.
У медведя во бору
Цель игры: развитие речевой активности детей, умения соотносить свои действия со
словом, быстро реагировать на словесный сигнал, упражнять в произношении звука
р.
Ход игры.
Дети сидят на стульчиках. Воспитатель садится перед ними и говорит:
"Дети, сегодня мы поиграем в игру, которая называется "У медведя во
бору". Посмотрите на эту картинку (показывает картинку, на которой
изображен медведь в лесу). Вот какой большой медведь гуляет в лесу, в бору.
"Р-р-р", - рычит медведь. Послушайте стишок про этого медведя:
У медведя во бору
Грибы, ягоды беру,
А медведь сидит
И на нас рычит.
Как рычит медведь? Давайте играть. Сейчас мы выберем медведя. (При помощи
считалки выбирают медведя. Считалки должны быть всегда очень короткими, чтобы
дети долго не ждали. Воспитатель надевает на ребенка-медведя шапочку-маску.)
Вот какой у нас медведь! А умеет он рычать?" "Р-р-р-р",- рычит
медведь.
"Дети, медведь будет жить вот здесь, в лесу (уводит водящего в
сторону). Мы пойдем в лес и будем собирать грибы, ягоды. Как только медведь
зарычит, мы сразу же побежим домой", - объясняет правила игры воспитатель.
Слова:
У медведя во бору Грибы, ягоды беру,
А медведь сидит И на нас рычит: "Р-р-р!"
Движения:
Дети и воспитатель имитируют сбор грибов и ягод, медленно приближаясь к
лесу, где живет медведь.
Дети и воспитатель убегают, медведь их догоняет.
- «У меня игрушки есть, все
их мне не перечесть» - игровая деятельность с игрушками.
- «Улыбка», «Пчёлка» -
релаксационные упражнения.
- «Найди игрушку в песке» -
песочная терапия.
- «Обнималки» - телесная
терапия.
- Анкетирование родителей
«Как прошла адаптация в ДОУ».
- Родительское онлайн-
собрание по итогам адаптации.
- Презентация «Адаптация
ребёнка к детскому саду».
Адаптация – процесс развития
приспособительных реакций организма в ответ на новые для него условия. Целью
этого процесса является адекватное реагирование на колебания разных факторов
внешней среды.
Адаптация вновь поступившего ребёнка в ДОУ
соответствует закономерностям адаптационного периода. Адаптационный период
протекал в лёгкой, средней степени.
К концу адаптационного периода, в группах
создана комфортная атмосфера для детей. Но хочется отметить, что основная
причина успешной адаптации – это психологическая готовность матери к
поступлению ребёнка в ДОУ, её доброжелательное отношение и чувство доверия к
окружающему миру. Чем позитивнее мама, тем меньше у ребёнка проблем.
От того, как проходит привыкание ребёнка к
новому режиму, к незнакомым людям, зависит его физическое и психическое
развитие, помогает предотвратить или снизить заболеваемость, а так же
дальнейшее благополучие, существование в д/с и семье.
От того, насколько ребёнок подготовлен в
семье к переходу в детское учреждение, зависит и течение адаптационного
периода, и его дальнейшее развитие.
Существует 3 степени адаптации: лёгкая,
средняя и тяжёлая.
Длительность адаптации:
с 1 до 15 дней – лёгкая степень;
от 15 до 25 дней – средняя степень
тяжести;
более 25 дней – тяжелая степень.
Степень адаптации учитывается по таким
параметрам:
1. Эмоциональное состояние ребёнка.
2. Социальные контакты ребёнка.
3. Сон ребёнка.
4. Аппетит ребёнка.
При выявлении степени адаптации на каждого
заполняется лист адаптации, например: если ребёнок (с 1 до 15-го дня адаптации)
показывает хорошие результаты, то по итогам наблюдения в листе пишем «Адаптация
лёгкой степени», но наблюдение за этим ребёнком продолжаем, или, если ребёнок
показывает положительные результаты от 15-го до 32-го дня адаптации с небольшой
нестабильностью, то в листе адаптации пишем «Адаптация средней тяжести», далее
продолжаем наблюдение и т.д. на каждого ребёнка. Тяжелая степень адаптации
требует комплексного подхода по устранению причин дезадаптации. Наблюдение за ребёнком
надо продолжить, так как в том случае, если ребёнок заболел или по другим
причинам не посещал детский сад, необходимо определить, как это повлияло на его
адаптацию. Наблюдая и делая выводы, воспитатель должен знать и учитывать
индивидуальные особенности ребёнка до поступления в детский сад так,
например, если у ребёнка до поступления в
детский сад был неустойчивый аппетит или он плохо говорил, это не следует
рассматривать как показатель адаптации.
Итоги адаптации:
Списочный состав: 31 детей
Легкой степени: 22 детей
Средней степени: 8 детей
Тяжелой степени: 2
Вывод:
Система непосредственно
образовательной деятельности содержала серию игр: «Наша Таня». В ходе
проектной деятельности востребованы следующие виды совместной деятельности
воспитателя с детьми: чтение, слушание, обыгрывание.
Учитывая, что ведущим видом деятельности
дошкольников является игра, в ходе проекта были реализованы следующие формы
игровой деятельности: дидактические игры,
настольно-печатные, пальчиковые игры,
сюжетно-ролевые,
игры с элементами театра.
В проекте активно
использовались следующие методы: наглядные, словесные, практические.
Приёмы: рассматривание, показ воспитателя ситуативные беседы, образец,
обыгрывание, художественное слово.
Анкета для родителей.
Уважаемые родители!
Просим ответить на вопросы данной анкеты. Ваши ответы помогут организовать
успешную работу с малышами, поступившими в детский сад, что-то изменить, на
что-то посмотреть другими глазами.
1. Как прошла адаптация ребенка к детскому
саду?
а) ребенок адаптировался
полностью;
б) ребенок утром не
хочет идти в детский сад;
в) ребенок иногда не
хочет идти в детский сад;
г) ребенок вечером
изъявляет желание еще поиграть в детском саду.
2. Как протекала адаптация Вашего ребенка
к детскому саду? Малыш шел в детский сад:
а) с плачем;
б) с уговорами;
в) без
эмоций;
г) с удовольствием.
3. Каким было поведение Вашего ребенка
после первых дней посещения детского сада:
а) обычным;
б) отказывался от еды;
в) плохо засыпал;
г) был сильно угнетен;
д) полон впечатлений;
е) свой вариант
ответа_______________________________________
4. Что Вас особенно беспокоит в поведении
ребенка в настоящее время?
а) к вечеру устает;
б) кризис 3-х лет;
в) повышенная возбудимость;
г) нежелание идти в детский сад;
д) стал вредничать, капризничать;
е) нет проблем;
ж) свой вариант ответа_______________________________________
5. Замечаете ли Вы положительные изменения
в эмоциональном состоянии и поведении ребенка? Какие?
а) стал общаться с ребятами;
б) спокойнее реагирует на незнакомых людей;
в) стал играть в игрушки;
г) пока не заметили;
д) больше говорит;
е) стал спокойнее и самостоятельнее;
ж) свой вариант ответа________________________________________
6. Проводите ли Вы беседы с ребенком о
проведенном дне в детском саду?
а) всегда интересуюсь;
б) интересуюсь и планирую с ребенком следующий день;
в) инициатором беседы является сам ребенок (делится своими впечатлениями);
г) не вижу в этом смысла.
7. Удается ли Вам дома соблюдать режим
дня, приближенный к режиму дня в детском саду?
а) соблюдаем;
б) стараемся, хотя это
сложно;
в) дома у нас свой
режим.
8. Что на Ваш взгляд способствует
благополучной адаптации ребенка к ДОУ?
а) доброе отношение воспитателя к ребенку;
б) большое количество игрушек в группе;
в) хорошее здоровье ребенка;
г) соблюдение режима дня в детском саду и
дома;
д) единый подход к вопросам адаптации со
стороны родителей и воспитателей.
е) свой вариант
ответа_______________________________________________
Благодарим за ответы!
Список литературы:
1. Адаптация ребенка к условиям детского
сада: управление процессом, диагностика. Рекомендации/ авт.сост Соколовская
Н.В.-Волгоград: Учитель,2011.-188с.
2. Лапина И..В. Адаптация детей при
поступлении в детский сад: программа психолого-педагогического сопровождения,
комплексные занятия. Волгоград: Учитель, 2012. -127с.
3. Роньжина А.С. Занятия психолога с
детьми 2-4х лет в период адаптации к дошкольному учреждению. – М.: ООО
«Национальный книжный центр», 2012. – 72с.
Комментариев нет:
Отправить комментарий